Вторник, 25 Апрель 2017

Плюсы экономического кризиса

Автор  Юлиана Жихорь Опубликовано в Обзоры Пятница, 21 Ноябрь 2014 12:36
Оцените материал
(0 голосов)

Антикризисный бюджет Казахстана на ближайшие три года сверстан и одобрен мажилисом. Если верить документу, рост экономики Казахстана в ближайшие три года будет. Не столь радужный, как хотелось несколько лет назад, но и не столь удручающий — на общем фоне мирового кризиса

Несколько лет назад Казахстан ставил перед собой амбициозные цели — держать (всеми силами) экономический рост не менее семи процентов в год. Тогда подсчитали, что именно эта цифра поможет нам ворваться в число тридцати развитых стран мира. (Впрочем, тогда же экономисты начали осторожничать, что до развитости нам еще необходимо преодолеть “ловушку средних доходов”, а для этого рост должен составлять не менее 10 процентов в год на протяжении девятилетия. Но это, увы, пока недостижимая мечта.) Очередной виток мирового экономического кризиса, на этот раз весьма чувствительно ударивший по Казахстану, скорректировал мечты и планы. Теперь, если судить по последнему проекту бюджета на ближайшие годы, Казахстану предстоит рост ВВП не выше чем 4,8 процента. Да и то лишь при условии сохранения хотя бы текущей экономической динамики в мире и стабильных (хотя бы на действующем уровне) ценах на нефть и металлы.

 

Пока в проекте бюджета на 2015-2017 годы в следующем году правительство прогнозирует цену на черное золото на уровне 80 долларов за баррель (в среднем по году). Однако не исключает, что итоги первого квартала будущего года могут вызвать необходимость пересмотра действующих прогнозов. “Ни у кого нет “хрустального шара”, и мы точно не можем сказать, какие все-таки будут окончательные условия по формированию макроэкономической политики, какова будет цена на нефть, основные металлы. Я не исключаю, что в том случае, если цена на нефть упадет с 80 до 70, мы вынуждены будем прийти снова к вам в парламент, чтобы пересмотреть бюджетные процессы”, — заявил премьер-министр Карим Масимов во время обсуждения проекта трехлетнего бюджета в мажилисе.

 

Впрочем, уже сейчас можно предсказать, что, скорее всего, такая корректировка казахстанский бюджет ждет. Дело в том, что до настоящего времени ОПЕК заявляла, что не намеревается снижать объемы добычи нефти, корректируя ее стоимость. Мол, страны Ближнего Востока подобная цена вполне устраивает, а проблемы нефтедобытчиков США (а именно там возникают проблемы с рентабельностью добычи сланцевой нефти) их мало волнуют. Пока вся надежда на саммит ОПЕК в Вене 27 ноября. Но судя по ранее сделанным заявлениям генерального секретаря ОПЕК Абдаллы Салем аль-Бадри, решение о снижении объемов добычи и, соответственно, повышении стоимости барреля вряд ли возможно.

 

Да и все последующие высказывания членов ОПЕК намекают на то, что объемы добычи не просто не будут сокращаться, но даже, возможно, увеличатся. По крайней мере, среди стран — членов картеля. Естественное уменьшение предложения на рынке должно, по его мнению, произойти исключительно за счет снижения объемов сланцевой нефти из США. Тогда и цены скорректируются.
Но, не исключает аль-Бадри, для этого ценам на нефть предстоит снизиться еще больше. По его прогнозам, стоимость барреля марки Brent может упасть ниже 70 долларов. А по мнению некоторых экспертов, есть вероятность того, что баррель скакнет и ниже 65 долларов. Причем волатильность цен может сохраниться на протяжении одного-двух кварталов. Однако, не исключают аналитики, уже со второй половины следующего года начнется естественный рост стоимости нефти (и металлов). И уже к концу 2015 года баррель поднимется до приемлемых для многих 90-100 долларов.

 

Впрочем, на фоне нестабильности цен казахстанский бюджет выглядит весьма неплохо. С учетом уточнения прогноза социально-экономического развития на 2015-2019 годы при консервативном варианте развития, а также поручений главы государства, данных в Послании народу Казахстана “Нурлы жол — Путь в будущее”, прогноз республиканского бюджета на 2015-2017 годы пересмотрели в сторону увеличения: доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) прогнозируются в 2015 году в сумме 4 159,5 миллиарда тенге, в 2016 году — 4 606,2 миллиарда тенге, в 2017 году — 4 971,7 миллиарда тенге. Из Нацфонда поступят целевые трансферты: в 2015 году — 707,5 миллиарда тенге; в 2016 году — 372,5 миллиарда тенге, в том числе на реализацию мероприятий второго транша в рамках одного триллиона тенге (в 2015 году — 360 миллиардов тенге); на реализацию поручений в рамках “Нурлы жол — Путь в будущее” в 2015 году — 347,5 миллиарда тенге, в 2016 году — 372,5 миллиарда тенге.

 

С учетом политики контрцикличности (при кризисах расходы растут, при росте экономики включаем режим экономии) запланировано повышение социальных выплат: новые обязательства государства в социальной сфере оцениваются в 2015 году в объеме 194 миллиарда тенге с увеличением до 600 миллиардов тенге в 2017 году. На внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих с 1 июля 2015 года будут направлены 157 миллиардов тенге в 2015 году и 719,7 миллиарда тенге — в трехлетнем бюджете (эта модель охватит около 1 410 тысяч гражданских служащих и позволит обеспечить повышение заработной платы работников системы образования до 29 процентов, здравоохранения — до 28 процентов, а других отраслей гражданских служащих — до 40 процентов). На повышение уровня оплаты труда государственных служащих корпуса “Б” с 1 июля 2015 года — на 15 процентов и с 1 июля 2016 года — еще на 15 процентов в общей сумме 94 миллиарда тенге в трехлетнем периоде (13,3 миллиарда тенге на 2015 год). На повышение стипендий с 1 января 2016 года на 25 процентов — 23 миллиарда тенге, на повышение с 1 июля 2015 года на 25 процентов пособий по инвалидности и утере кормильца — 23 миллиарда тенге. На реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур с 1 января 2016 года — 30 миллиардов тенге (перевод всех сотрудников силовых структур на солидарную пенсионную систему). На изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты с 1 июля 2017 года — 137 миллиардов тенге. (Базовую пенсию, которая на сегодняшний день предоставляется всем гражданам, вышедшим на пенсию, в одинаковом размере, предлагается назначать лишь при достижении гражданами пенсионного возраста в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.)

 

Также предполагается повышение с 1 января 2015 года размеров пенсионных выплат на девять процентов (с опережением уровня инфляции на два процента), а также государственных социальных пособий на семь процентов.

 

Общие расходы бюджета на 2015 год, как сообщил глава Минфина Бахыт Султанов, планируются в объеме 7 855,1 миллиарда тенге с ростом на 664,8 миллиарда тенге к бюджету текущего года, на 2016 год — 8 042,2 миллиарда тенге, на 2017 год — 7 943,6 миллиарда тенге.

 

Как заявил Султанов, расходы бюджета “планировались в условиях жестких ограничений, которые были учтены изначально при определении лимитов весной текущего года”. А госорганы “были поставлены в условия определения стратегических приоритетов с учетом ограничения бюджетных средств”. “Такой подход, — по словам министра, — исключает необоснованное лоббирование госорганами расходов, не поддержанных при их рассмотрении”.

 

Теперь основная цель исполнительной ветви власти, о чем не преминули напомнить депутаты парламента, — грамотно и скрупулезно потратить эти деньги туда, куда следует, без откатов и нарушений.

 

 

Источник:  Новое поколение

Прочитано 602 раз

Партнеры Редтрам

Loading...