Когда речь заходит об инновациях, принято считать, что маленьким компаниям легче внедрять новые подходы к работе

У малого бизнеса более гибкая структура и меньше балласта в виде старого оборудования или устаревшей инфраструктуры. Что касается больших корпораций, то их неповоротливость усугубляется бюрократией, сложными системами работы и давлением акционеров.

Однако, как демонстрируют результаты исследования агентства The Boston Consulting Group (BCG), все немного сложнее. Эксперты BCG в очередной раз составили список самых инновационных компаний мира и убедились, что особой разницы между большими и маленькими компаниями в плане инноваций нет. Возможно, утверждают исследователи, крупным корпорациям даже легче внедрять новшества в работу: им помогает солидный запас финансовой прочности.

Что же является главным препятствием на пути к светлому цифровому будущему? По мнению аналитиков, сложнее всего проявлять последовательность в инновациях. За прошедшие 14 лет – именно столько BCG проводит свое ежегодное исследование – в списке 50 самых инновационных компаний успели побывать 162 участника. Около 30% мелькнули в топ-50 всего однажды; 57% появились в списке не более трех раз. И всего восемь компаний попадали в рейтинг ежегодно на протяжении всех 14 лет. Это Alphabet, Amazon, Apple, HP, IBM, Microsoft, Samsung и Toyota.

Секрет успешных инноваций

Что же отличает успешные с точки зрения инноваций компании от менее удачливых конкурентов? Большие корпорации сталкиваются с двумя основными препятствиями. Это, во-первых, неэффективное распределение ресурсов, которое ведет к тому, что поддержку получают сомнительные проекты, а по-настоящему интересные начинания затухают (31% респондентов отметили эту проблему). Вторая сложность заключается в том, чтобы сплотить сотрудников для реализации инновационной стратегии (с этим столкнулись 27% опрошенных компаний).

Успешно внедряют новшества те большие корпорации, что больше инвестируют в программы инноваций. Кроме того, лидеры в этой области четко представляют себе, что такое инновации, и доносят свое видение до сотрудников. Как подчеркивают в BCG, самые инновационные компании делают ставку на человеческий капитал. Они не жалеют денег на поиск и подбор талантливых кадров и делают все, чтобы удержать таких людей. Эксперты отмечают: недостаточно набрать способных людей – нужно их правильно распределить по участкам работы. В одной компании, занимающейся медицинскими технологиями, главу департамента разработок ввели в состав совета директоров, создав должность директора по технологиям. Таким образом в компании ускорили процесс принятия ключевых решений.

Инновации во многом зависят от качества работы соответствующих департаментов. Хорошая ­команда по инновациям – это прежде всего маленькая команда (вспомните главный секрет Amazon: правило двух пицц, гласящее, что идеальная по размеру команда – та, что может наесться двумя пиццами). Несмотря на ограниченный состав, такая команда должна быть разнообразной: менеджеры, инженеры, дизайнеры – вот кто вам пригодится. Люди разных профессий смогут найти идеальный баланс между решениями, основанными на анализе больших данных, и человечным подходом к делу. Эксперты BCG считают, что людям, которые занимаются инновациями, необходимо предоставить свободу действий. В то же время их нужно постоянно мотивировать. Только так можно добиться максимального результата.

Внедрение инноваций зависит не только от рецептов, описанных выше. Очень важна общая осведомленность топ-менеджмента о происходящем в мире. Что творится на рынке? Куда движется наука? Какие законы принимает правительство? Это те вопросы, в курсе которых менеджерам нужно быть постоянно. Кроме того, необходимо держать руку на пульсе жизни общества и понимать, как оно меняется. Это сложная задача, однако от вашей осведомленности зависит долгосрочный успех инноваций. Не нужно делать внедрение того или иного новшества самоцелью – ваши задачи должны меняться в зависимости от обстановки.

Уроки Джобса

Корпорация, все 14 лет, за исключением одного года, занимавшая первое место в списке самых инновационных компаний, – это Apple. Сейчас этот бренд стал символом успеха, однако в конце 90-х дела у Apple шли неважно. В 1997 в компанию вернулся Джобс и начал приводить дела в порядок. Он стал выстраивать собственную экосистему продуктов, улучшил менеджмент, сфокусировал внимание сотрудников на разработке наиболее перспективных продуктов и определил области, в которых больше всего потенциала для инноваций. Эти шаги впоследствии позволили Apple нарастить прибыль и привлечь лучших сотрудников. Сегодня, спустя годы после смерти Джобса, его детище продолжает жить и преуспевать вопреки обстоятельствам. Если вы не верите в силу инноваций или не знаете, с чего начать их внедрение, вспомните этот пример, советуют в BCG.

Автор Арслан Аканов

Источник  forbes.kz