Пандемия нанесла казахстанскому малому бизнесу немалый экономический урон, однако ситуацию могут усугубить нововведения в правила торговли. При этом мелкая розница обеспечивает 3-4% в структуре ВВП.

В частности, речь идет о цифровизации процессов в торговой сфере, которая в Казахстане стала трендом последних лет. А именно – внедрение цифровой маркировки товаров. Идея нужная и современная, но реализация оставляет желать лучшего, считают представители бизнес-сообщества.

Председатель правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов в ходе заседания правительства заявил, что при определении перечня маркируемых товаров нужно опираться исключительно на экономически обоснованную целесообразность, исключающую излишнюю нагрузку на бизнес. В частности, он отметил, что для предпринимателей эта процедура очень затратная, поэтому хотелось, чтобы государство оказало ему поддержку. Нужны конкретные инструменты поддержки и меры стимулирования бизнеса по минимизации затрат на внедрение маркировки.

Бизнес посчитал примерные затраты для введения маркировки: в фармацевтике на это потребуется в среднем 13 млрд тенге, в обувном секторе - 1,6 млрд, в молочной отрасли - 9,7 млрд тенге.

- У меня даже в разгар сезона были незначительные, но убытки. Чтобы купить компьютер, сделать программу, мне надо опять брать кредит. Мои поставщики вообще не хотят регистрироваться. Другие мои знакомые с мелкими магазинами говорят, что будут закрываться, потому что каждый год выдвигаются всё новые и новые требования. То коды на коробки, то фото, то артикул, то штрих-код. У нас нервы сдают, - говорит Айнур Искакова, собственница магазина у дома в Алматы.

Владелица торговой точки считает, что если правительство таким образом наводит порядок на рынке, то и финансовые расходы на предложенные нововведения должны покрываться государством, тем более в год кризиса и пандемии.

- Они выжимают с предпринимателей последнюю каплю. Мы закрываемся. Если эта ситуация им нравится, то пусть действуют в том же духе, - заключила предприниматель.

Регулирующие органы вводят все новые и новые обязанности для предпринимателей.

- В текущем году мы приобрели POS-терминал для оплаты карточками, кассовый аппарат с онлайн-передачей данных, старый аппарат при этом остался без пользы. Расходы составили более 100 тысяч тенге, также на расходы за комиссию POS-терминала уходит 3% от оборота, и за обслуживание ККМ оператору фискальных данных уплачиваем 1 500 тенге ежемесячно, - говорит предприниматель Ернур Аскенов.

- В начале ноября мы узнали о необходимости приобретения отдельных сканеров для сигарет, уже сейчас стоимостью не ниже 25 000 тенге. Кроме приобретения отдельного сканера, нужно зарегистрироваться в специальной системе. В целом никто не может нормально объяснить, как и что нужно делать, как дальше работать со сканером и с системой. Какие коды нужно считывать, куда передавать информацию. При этом в различных чатах пишут, что после 1 января без регистрации в системе и наличия сканеров будет невозможно продавать сигареты и, более того, будут штрафовать. Говорится о каком-то бесплатном приложении для считывания кодов, но никто не знает, как оно называется и где можно его скачать. Продажа сигарет приносит стабильный доход, хоть и небольшой, люди, заходя за сигаретами или спичками, приобретают у нас попутно другие товары, - рассказывает Арман Утембаев, владелец небольшого актюбинского магазина «Арман».

На практике система розничной торговли и мелкие ретейлеры пока не готовы ни материально, ни морально переходить на цифровую обработку товародвижения.

В Ассоциации торговых предприятий Казахстана считают, что спешка в запуске цифровой маркировки может привести к необратимым последствиям.

- В данный период расходы, сопутствующие нововведению, слишком велики для малого бизнеса, - отметил Ермек Рахметов, исполнительный директор Ассоциации торговых предприятий РК.

Следствием внедрения маркировки для торговой розницы является необходимость приобретения ряда дорогостоящего оборудования, а также появятся затраты на его обслуживание: сканера - считывателя маркированных товаров, онлайн контрольно-кассовой машины, подключение к системе маркировки, покупка персонального компьютера, установка и поддержание абонентской платы за стабильное интернет-соединение. Все это в совокупности выливается в немалую сумму - около 400 тыс. тенге на каждый субъект торговой розницы.

Помимо того, с 2021 года торговым точкам необходимо установить новое оборудование для продажи сигарет в закрытом формате. Это означает, что в течение 6-7 месяцев в совокупности потребуется консолидировать расходы в размере около 1 млн тенге на каждую точку.

Для крупных розничных сетей, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства, готовность закупить необходимые средства, инструменты и оборудование для реализации цифровой маркировки гораздо выше. Но для субъектов мелкой торговли, которых по Казахстану насчитывается более 50 000 тыс., это значительные расходы. В этом случае рынок будет представлен крупными игроками, имеющими сетевой коэффициент.

- Конечно, упорядочить продажи и переходить на современный формат торговли - это серьезный и необходимый шаг. Но мы пока к этому не готовы, не в этот сложный для всех период, - прокомментировал новшества предприниматель Арман Утембаев.

Для введения цифровой маркировки следует выполнить ряд условий: предусмотреть ответственность владельца и провайдера процессов, связанных с цифровой маркировкой, обеспечить мелкие форматы торговли соответствующей инфраструктурой и инструментами, снабдить участников стабильным интернет-соединением, а также провести в масштабах всей страны курсы обучения предпринимателей по работе с системой. На практике же осуществить этот процесс быстро и безболезненно вряд ли получится.

Источник  forbes.kz