Пятница, 22 января 2021

Казахстанцам не придется приносить бумажные документы в банк для получения финансовых услуг. Достаточно разрешить банку запросить свои персональные данные через портал электронного правительства. Необходимые для этого нормы прописаны в новом законопроекте «Об информатизации», рассматриваемом в Мажилисе, сообщает пресс-служба АО «НИТ».

 

Пилотный проект будет запущен в этом году, а пока все организационные вопросы прорабатываются совместно с Министерством юстиции.

 

«Мы проделали огромную работу, чтобы автоматизировать услуги и сделать их получение максимально быстрым и удобным. Следующий шаг в эволюции «электронного правительства» - постепенный отказ от документов. Банки, коммерческие учреждения по-прежнему требуют справки в бумажном виде. Почему бы не передавать информацию напрямую в банк, чтобы гражданину не пришлось распечатывать документы?», - говорит председатель Комитета связи, информатизации и информации МИР РК Сакен Сарсенов.

 

По его словам, новый подход сократит количество бумажных документов, позволит банкам оказывать услуги более оперативно и обеспечит достоверность сведений. В настоящее время данный механизм прорабатывается с несколькими банками второго уровня.

 

Новый механизм будет работать следующим образом. Когда банк должен убедиться в надежности клиента: получить достоверные контактные данные; проверить, есть ли обременения на закладываемую недвижимость и чистоту кредитной истории; уточнить, не числятся ли созаемщики в списке бездействующих, его информационная система будет обращаться на egov за указанным набором сведений. В этот момент гражданину-пользователю egov придет уведомление о том, что в получении его персональных данных заинтересовано третье лицо. Уведомления могут приходить в личный кабинет, на e-mail, sms - по выбору пользователя.

 

В соответствии с Законом РК «О персональных данных и их защите», такие сведения можно получить только с согласия самого гражданина. Получив уведомление в личном кабинете, клиент банка может через egov дать согласие на запрос личных данных.

 

Для реализации «безбумажного сервиса» необходимо, чтобы у банков был доступ к соответствующим информационным базам госорганов. Для этого необходимые нормы прописаны в новой редакции Закона «Об информатизации», который сейчас находится на рассмотрении в Парламенте. Этим документом учтены и вопросы безопасности персональных данных: ни один запрос не сможет пройти бесследно, так как система будет регистрировать получателя данных.