Больше всего жалоб в сферах бытовых, финансовых услуг, связи, розничной торговли, ЖКХ, общественного питания, медуслуг и образования.

В Казахстане за первую половину 2018 года в центральные государственные и местные исполнительные органы, а также общественные объединения потребителей поступило 26 639 жалоб о нарушениях прав потребителей. Такие данные в ответе на официальный запрос Today.kz приводят в министерстве национальной экономики. Вопросы касались предоставления некачественных услуг предприятиями по изготовлению и ремонту мебели, по ремонту автомобилей и деятельности СТО, парикмахерскими и косметологическими салонами.

Больше всего жалоб, отмечают в ведомстве, зафиксировано в сфере оказания бытовых услуг.

"Сфера оказания бытовых услуг – 8 174 (31 процент) обращения, финансовые услуги – 6 449 (24 процента), услуги связи – 3 399 (13 процентов), розничная торговля – 2 822 (11 процентов), ЖКХ – 2 213 (восемь процентов), общественное питание – 1 346 (пять процентов), медицинские услуги – 1 326 (пять процентов), образование – 188 (один процент), транспортных услуг – 148 (один процент) и по иным вопросам – 570 (два процента) обращений", – сообщили в МНЭ РК.

В ведомстве отметили, что ситуация с проблемами потребителей финансовых услуг также все еще остается неразрешенной. По их данным, чаще всего обращаются по вопросам, связанным с займами физических лиц, страховыми услугами, пенсионными накоплениями, деятельностью коллекторских и микрофинансовых организаций. Что касается обращений по услугам связи, то здесь жалобы зафиксированы на некачественные услуги по предоставлению Интернета, сотовой связи и необоснованное списание денег со счета.

В сфере розничной торговли, сообщают в министерстве нацэкономики, в большинстве случаев обращения касаются невыдачи фискальных документов, отказа в обмене или возврате товара, некачественных товаров и несоответствия требованиям безопасности.

Касательно проблем в сфере ЖКХ обращения имели место в отношении повышения тарифов на услуги естественных монополий и общественно значимых рынков, доступа к регулируемым услугам, а также непрозрачности услуг КСК и управляющих компаний.

Кроме того, по данным органов юстиции, в Казахстане зарегистрированы 172 общественных объединения, работающие в сфере защиты прав потребителей, из них действующих всего 55.

"Общественные объединения потребителей работают разрозненно, не имеют стабильных источников финансирования, государственной поддержки, полномочий, квалифицированных кадров, а также отсутствует координация их деятельности. В этой связи механизмы защиты прав потребителей в различных сферах, касающиеся деятельности общественных объединений, подлежат концептуальной переоценке при существенной поддержке со стороны государства", – считают в ведомстве.

Там отмечают, что в условиях сокращения контрольных функций государства повышение уровня защиты прав потребителей может быть обеспечено с помощью эффективного механизма общественного контроля как со стороны объединений предпринимателей, так и потребителей.

В министерстве национальной экономики предлагают создать Ассоциацию общественных объединений потребителей Казахстана по опыту НПП "Атамекен".

В ведомстве надеются, что ассоциация будет существенной гарантией защиты интересов потребителей и предоставит возможность гражданам реально участвовать в формировании политики в сфере защиты прав потребителей.

"Учитывая актуальность развития диалога между государственными органами, бизнесом и общественными объединениями потребителей, повышения качества уровня партнерства между данными структурами, необходимо создание ассоциации общественных объединений потребителей Республики Казахстан по опыту НПП "Атамекен", – сообщили в МНЭ.

В ведомстве пояснили, что сейчас прорабатывается вопрос закрепления аналогичной практики в действующее законодательство по защите прав потребителей. Министерством изучается международный опыт США, Германии, Великобритании, Франции, Сингапура, КНР, Австралии и многих других стран. По информации ведомства, именно в этих странах действуют институты подачи имущественных групповых исков, направленных на возмещение ущерба (вреда) неограниченного круга лиц (потребителей), в том числе подаваемых общественными объединениями потребителей.

В экономическом ведомстве отметили, что не менее важно определить устойчивые источники финансирования для этих целей. Это размещение государственного социального заказа и развитие института подачи групповых исков в интересах неограниченного круга граждан.

Уже создана рабочая группа и прорабатывается вопрос закрепления аналогичной практики в действующее законодательство по защите прав потребителей Казахстана.

Напомним, Глава государства в послании народу поручил проработать политику по защите населения от некачественных и опасных для здоровья и жизни товаров и услуг.

Источник today.kz