Тренд на долларизацию накоплений вне банков становится долгосрочным в Казахстане , сообщает forbes.kz.
Представленный интервальными паевыми фондами (ИПИФ) рынок коллективного инвестирования в 2021 году показал хорошую динамику роста после выхода экономики из ковидных ограничений. Объем активов в розничных фондах вырос на 61%, составив на начало января 2022 года 144,7 млрд тенге. Лидером по объему чистых активов с 51,8 млрд тенге по итогам 2021 года стал ИПИФ «Halyk-Валютный» под управлением Halyk Finance, а сама УК – крупнейшей по объему средств под управлением.
Максимальный прирост средств, как и в 2020 году, пришелся на фонды, в которых валютой является доллар. Тренд на долларизацию накоплений вне банков становится долгосрочным в Казахстане. И хотя доллар вел себя в 2021 году особенно сдержанно (средний курс по отношению к тенге к концу года вырос на 0,14%), долларовая доходность в валютных ПИФах в 3,5–4% напрочь переиграла среднюю доходность по валютным банковским депозитам в 0,5%, повышая интерес инвесторов к уровню риска.
Тем не менее валютные доходности заметно снизились со средних показателей в 6,5–7% годом ранее. Снижение обусловлено макроэкономическими факторами. Раскручивание глобальной инфляции сужало возможности заработков для фондов, инвестирующих в облигации, тем не менее управляющие компании (УК) не стремились пересматривать структуру портфеля в пользу более рисковых инструментов. Не прибавило оптимизма управляющим и ослабление тенге на фоне роста локальной инфляции. Годовая инфляция за 12 месяцев 2021 года добежала до 8,4% с 7,5% в 2020 году, а поскольку курс тенге был относительно стабильным, это не позволило дополнительно заработать на курсовой разнице при вложении в валютные инструменты. И, естественно, результаты УК смазали решения НБ о повышении базовой ставки, которую центробанк под занавес года повышал четыре раза подряд, вызывая переоценку бумаг не в пользу более ранних «дешевых» выпусков.
Однако текущие результаты все равно переиграли депозиты, и УК, в принципе, должны быть довольны. Директор департамента управления активами BCC Invest Руслан Зерилов говорит, что 2021 год был достаточно позитивным для рынка акций, а что касается рынка инструментов с фиксированной доходностью, «то во второй половине года растущая инфляция, ожидания по повышению и фактические повышения базовых ставок повысили доходность инструментов, снизив их стоимость, но, несмотря на это, удалось побить бенчмарк и показать конкурентную доходность». По итогам 2021 года бивалютный фонд ИПИФ «ЦентрКредит – Разумный Баланс» показал доходность в 22,27%, а валютный фонд ИПИФ «ЦентрКредит – Валютный» – в 4,13%. Зерилов отмечает позитивную картину по итогам прошедшего года и у других УК.
В свою очередь, управляющий инвестиционным портфелем паевых фондов «Сентрас Секьюритиз» Куаныш Кыстаубаев считает, что 2021 год был достаточно сложным для инвестирования. «При инвестировании мы обычно ориентируемся на стоимость компании, но прошлый год был неудачным для стоимостных инвесторов, – рассказывает Кыстаубаев. – Индексы широкого рынка росли, но только благодаря нескольким акциям. От этого выиграли те, кто покупал рынок в целом, и те, кто покупал акции FATANG (одного из крупнейших государственных производителей электроэнергии в Китае. – Прим. авт.)». Собеседник отмечает, что УК не стала изменять своим принципам – по-прежнему инвестиционным ориентиром остается стоимость компании.
Вместе с тем в начале 2021 года УК набрала позиции в драгметаллах через ETF, чтобы захеджировать инфляционные риски, а ближе к концу года, когда многие центробанки мира начали разговор про ужесточение денежно-кредитной политики, позиции по драгметаллам были распроданы. «Многие свои идеи мы реализовывали точечно, через акции или облигации», – уточняет Кыстаубаев.
Управляющие в BCC Invest также следовали принятой декларации и применяли умеренно консервативную стратегию управления фондами, при этом каждый фонд придерживался своей собственной стратегии относительно аллокации активов, валюты и целевой доходности. В активах ИПИФ «ЦентрКредит – Валютный» основной объем инвестирования приходится на надежные инструменты с фиксированной доходностью, различного инвестиционного рейтинга, как международные, так и локальные. В активах ИПИФ «Разумный Баланс» основу составляют как долевые, так и долговые финансовые инструменты локального и международного рынков, в национальной валюте и в долларах. «Стоит отметить, что мы достаточно активно управляли отдельными позициями с целью получения дополнительного дохода», – добавляет Зерилов.
Медвежий прогноз
2021 год принес высокие доходы инвесторам, опять рискнувшим и поверившим в акции. Глобальный ориентир рынка акций – индекс S&P 500 – вырос на 27% и завершил год на уровне 4766, хотя в начале года аналитики с Уолл-стрит предрекали повышение лишь до 4400 пунктов. Если в 2020 году акции потрясли взрывным стоимостным ростом на фоне разворачивавшейся пандемии, то к 2021 году инвесторы заранее к ним присматривались, увеличивая объем долевых инструментов в портфелях. В Казахстане учли положительный опыт УК Jusan Invest, как будто подгадавшей запуск фондов акций к началу восходящего тренда в начале 2020 года. Поэтому летом 2021 года к фондам под управлением Jusan Invest – ИПИФ allGA (инвестиции в акции крупнейших американских и европейских компаний, валюта – доллар) и к ИПИФ doSTAR (покупка акций компаний стран СНГ и азиатского региона) – присоединился ИПИФ TABYS Capital (вложения в недооцененные акции на локальном и внешнем рынках, валюта – доллар) под управлением УК ForteFinance.
Инвестируя в фонды акций, инвесторы принимают факт повышенного уровня риска рынка акций, зато могут рассчитывать на более высокую доходность. Благодаря хорошей рыночной конъюнктуре среди фондов с валютной номинацией ИПИФ allGA стал самым доходным, показав 8,92% годовых. Среди фондов, активы которых номинированы в тенге, лучший результат в 22,7% у ИПИФ «ЦентрКредит – Разумный баланс» (баланс доходности и риска распределяется между рисковыми акциями и инструментами фиксированного дохода, такими как облигации и депозиты).
Наступивший год вряд ли будет суперуспешным для рынка акций. Уолл-стрит ожидает, что к концу 2022 года S&P 500 не выйдет за пределы 4950 пунктов. Основными рисками называют нестихающую пандемию, запланированное ужесточение денежно-кредитной политики ФРС и растущую инфляцию, которую Федрезерв наконец-то отказался обозначать как «временную».
Биржевое начало 2022 года пока подтверждает опасения аналитиков. Morgan Stanley в конце января выпустил отчет, указав в нем, что акции переоценены даже больше, чем во время пузыря доткомов, и вероятно их падение на 20% в первой половине года, поскольку ФРС ускоряет темпы ужесточения денежно-кредитной политики. Рост базовой ставки создаст проблемы акциям роста, представленным преимущественно высокотехнологичным сектором. Анализируя ситуацию, Morgan Stanley приходит к выводу, что акции США будут «отставать от акций остального мира».
Вместе с тем финансовая инженерия позволяет УК быть гибкими и управлять рисками при покупке долевых и долговых бумаг, например уходя в покупки акций стоимости. По этой причине в 2021 году в портфелях УК увеличился объем вложений в биржевые фонды ETF. В базу продукта входит широкий набор активов, что позволяет инвестору покупать целиком отдельные отрасли, рынки, регионы и группы активов. Сейчас, к примеру, портфели фондов включают несколько десятков бумаг (акций, облигаций – в зависимости от инвестиционной декларации) и с десяток соответствующих им ETF, которые хеджируют риски падения отдельных имен.
Зерилов соглашается с тем, что ETF стал популярным инструментом, причем не только у профессионалов, но и у розничных инвесторов. Использование ETF «позволяет значительно сэкономить время на анализ отдельных эмитентов и выбор интересных имен для инвестирования, снижает риск за счет диверсификации активов». По нашему мнению, говорит собеседник, развитие ETF имеет весьма высокий потенциал в Казахстане, который будет порождать различные по стратегии фонды.
Кыстаубаев относится к идее покупки ETF в портфель с долей скепсиса: «Мы всегда стараемся выбирать конкретные акции для наших идей. И покупаем ETF только в отсутствие вариантов, например если хотим экспозицию к какому-то биржевому товару». Собеседник уточняет, что ETF обычно покупают при нехватке средств для достаточной диверсификации, или при дефиците ресурсов для более глубокого анализа, или же когда верят в эффективность данного рынка. «Однако какой смысл от управляющего, если он верит, что нельзя обогнать рынок? В конце концов, клиенты сами могут купить эти ETF с таким же успехом», – рассуждает собеседник.
Кыстаубаев полагает, что наступивший год будет очень сложным для инвестиций: рынки торгуются на исторических максимумах, ожидается ужесточение монетарной политики центральными банками многих государств, что всегда отрицательно влияет на рынки. Тем не менее УК нарастила долю наличных денег в своих портфелях, чтобы можно было покупать хорошие бумаги во время спада рынка.
Зерилов ожидает замедление темпов роста экономики, однако отмечает, что после быстрого восстановления это является нормальным явлением. По мнению собеседника, год может оказаться годом конца пандемии, что даст в моменте весьма позитивный толчок для наиболее пострадавших от коронавируса отраслей и фондового рынка в целом. Основной макроэкономический тренд 2021 года – очень быстрое восстановление ВВП. Однако «у столь быстрого роста был один побочный эффект, который выразился в росте инфляции, с которой связаны основные опасения».
Долевые финансовые инструменты показали очень хороший рост в 2021 году, но трендом 2022 года, по словам Зерилова, может стать инвестирование в долговые инструменты, с учетом роста базовых ставок и требуемой доходности рынка. Также большую ставку управляющий делает на акции «защитных» компаний и на акции развивающихся стран, имеющих, по его мнению, весьма хороший потенциал. «В 2022 году мы будем придерживаться ранее обозначенной стратегии, адаптироваться под новые условия, а также инвестировать в надежные инструменты рынка, показывающие стабильный доход», – резюмирует собеседник.
Автор Татьяна Батищева
Источник forbes.kz