Производительность труда в мировом сельском хозяйстве за минувший век выросла почти в 100 раз. Все это – благодаря усилению технического оснащения отрасли и развития технологий. И если в начале 20-го века один фермер мог прокормить в среднем 2,5 человек, то в 2020 году эта цифра приблизится к 200. С одной стороны, это помогает решить проблему продовольственной безопасности. С другой, усиливает конкуренцию и все острее ставит перед каждым аграрием вопрос – куда и как продавать свою продукцию?

Сбыт прежде всего

Решение вопросов сбыта стало основной темой региональной конференции Глобального форума сельских консультационных служб (GFRAS), на которой Казахстан представляли сотрудники Минсельхоза РК и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Участие в форуме приняли страны Центральной Азии и Кавказа – от Монголии до Турции. Эти государства производят в основном одинаковые виды сельхозпродукции и сталкиваются со схожими сложностями при сбыте. При этом, подходы к решению этих проблем у каждого свои. Целью встречи была попытка объединить разрозненные наработки и выработать общие пути решения проблем.

Показательным примером этого является производство баранины. Лидерами в этом секторе являются Монголия (поголовье 60 млн), Турция (43 млн) и Казахстан (18 млн). При этом, если в Монголии пастбища уже забиты «под завязку», то в Казахстане потенциал расширения огромен – площади свободных угодий позволяют как минимум удвоить число животных в течение ближайших 5 – 7 лет. Вопрос состоит в том, как сделать это качественно. То есть, нужно определить, каких именно овец разводить, чтобы потом обеспечить гарантированный сбыт.

- Рынок баранины формирует спрос арабских стран, - рассказал Ербол Есенеев, директор департамента АПК НПП «Атамекен». - Цена очень интересная: $350 овечку, то есть, в три раза дороже, чем на нашем внутреннем рынке. Но у них есть жесткие требования: требования ягнята 6 - 7 месяцев, забитые обязательно по стандартам халал. При этом, преимущество имеют овцы мясных, а не мясосальных и мясошерстных пород, которые в основном сейчас выращиваются в Казахстане. Поэтому Монголия сейчас активно импортирует производителей мясных пород, ведя породное преобразование своего поголовья. И это выгодно, это окупиться. Что касается Турции, то эта страна имеет большой опыт интенсивного овцеводства – когда животные содержатся в помещениях, а производство мяса регулируется для стабильных поставок в течение всего года, а не имеет сезонный характер, как у нас сейчас.

Ербол Есенеев (слева) и Арсен Керимбеков
Ербол Есенеев (слева) и Арсен Керимбеков

Этот опыт Казахстану очень интересен, поскольку в стране есть несколько крупных проектов по овцеводству, с серьезными инвестициями. Специалисты Нацпалаты установили прямые контакты с коллегами в Монголии и Турции, которые готовы оказывать консультационную поддержку. Это позволит решить задачу как расширения поголовья овец, так и качественного преобразования.

Ноу-хау не для всех

Пример такого вот подхода к развитию овцеводства находится в общем тренде современного консультирования.

- Мы часто слышим, что нужно «сводить» науку и производство, - поделился Арсен Керимбеков, директор центра компетенций НПП «Атамекен». - Мол, это залог успеха – ученые скажут, как, а производственники сделают. Но все в мире уже пришли к тому, что к этим двум составляющим сейчас еще нужно добавлять и маркетинг. То есть, изначально определять «воронку сбыта». Более того, эта часть считается первостепенной. Потому что если будет канал реализации, уже к нему «подтянутся» и ученые, и производители. Мы это на форуме услышали в выступлениях специалистов из Европы, и сразу вспомнили свой опыт, когда мы проводили какие-то обучающие семинары в сельских регионах. Например, приезжаем и читаем тему «Как выращивать гусей». А в ответ слышим от сельчан: «Как выращивать, мы сами знаем, это не проблема. Вы нам лучше расскажите, куда этих гусей продать осенью!» Так что, любое производство сейчас должно начинаться с ответа на вопрос, «куда я это продам». Все остальное – потом.

 Источник forbes.kz