В канун минувшего Первомая казахстанцы получили из Белокаменной весьма странную для нас весть о введении по инициативе тамошнего Центробанка лимита на денежные переводы физическими лицами в нашу страну.
Интриги добавило еще и то, что Казахстан поставили в один ряд с Кыргызстаном, Китаем и Вьетнамом, представители которых давно и массово трудятся, торгуют и обслуживают россиян в отличие от наших соотечественников.
При чем тут мы?
Ничего удивительного в экономической миграции кыргызов, китайцев и вьетнамцев в Россию нет. Во-первых, в этих странах производится немало потребительских товаров, экспортируемых во многие государства мира, включая Россию и Казахстан. У нас тут, мягко выражаясь, есть еще над чем работать, ибо, кроме мяса, муки и растительного масла, по остальным товарным позициям наша страна значительно отстает даже от Кыргызстана.
Во-вторых, на их рынках труда ситуация иная по сравнению с Казахстаном, так как еще в советские времена у нас царил дефицит кадров вопреки усилиям многочисленных ПТУ, техникумов и вузов. Поэтому-то в Москве так много представителей упомянутых стран в отличие от казахстанцев – рабочих рук нам и самим не хватает! А в-третьих, даже после очередной девальвации летом 2015 года в нашей стране по-прежнему можно относительно хорошо зарабатывать по сравнению с соседями, да и культ гастарбайтерства у нас как-то не приживается.
Конечно, мотивы, по которым российский Центробанк потребовал установить такие ограничения, понятны. Как пояснили тамошние деловые СМИ, целью их являются теневые операции, проводимые иностранцами в России без регистрации со статусом индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. За товары, поступающие к ним из-за рубежа для фактически нелегальной реализации, такие коммерсанты рассчитываются, отправляя денежные переводы из России поставщикам, избегая валютного контроля и постановки контрактов на учет в банках.
С другой стороны, остается непонятным, каким все же образом попал в этот страновой квартет Казахстан, где потребительские товары – в первую очередь одежда, обувь, бытовая электроника и другие ходовые позиции – производятся в скромных масштабах и поэтому их приходится импортировать из других государств. Столь же парадоксальным выглядит и повышенный лимит на отправку денег к нам в 150 тысяч рублей, тогда как для Кыргызстана, Китая и Вьетнама порог определен в 100 тысяч рублей.
Как бы то ни было, по общему мнению экспертов, от новых ограничений в выигрыше оказались лишь нелегальные конторы, занимающиеся международными переводами денег. Один из пользователей соцсети Facebook, проживающий в Бишкеке, написал по этому поводу, что поначалу в работающих там таких конторах просто не поверили в такую новость. Ведь тем самым российское государство своими руками легкомысленно отдало на откуп нелегалам ежегодный поток денежных переводов объемом как минимум в $3-5 млрд только в Кыргызстан! Реакцию сотрудников этих контор на шокирующую новость из Москвы бишкекчанин описал весьма образно: «Полезли обниматься, по столам прыгали, друг друга поздравляли. Кто визжал, кто по полу катался. Это был незабываемый праздник. Ликовали, гонцов за водкой послали. Высыпали на улицу. До утра, под дождем, танцевали. Сияющие лица были мокрые: то ли от дождя, то ли от слез счастья».
Времени остается все меньше
Как это ни грустно признавать, общая финансовая нестабильность, прежде всего в банковских делах, стала сегодня отличительной чертой экономического бытия не только постсоветских государств, но и учивших нас рыночному уму-разуму более развитых стран. Ветераны редакции «ДК» сразу же вспомнили по этому поводу о нашумевшем в «лихих» 90-х прошлого века скандале вокруг американского Bank of New York, обвиненном в отмывании «грязных» денег из России. Тогда ведущие издания Штатов заявляли, что в общей сложности российские мафиози отмыли через этот банк порядка $10 млрд, включая и часть кредитов, выделенных МВФ российским властям. Правда, позже в ходе расследования оказалось, что основная часть этих денег принадлежала российским импортерам, скрывшим их от таможенных и налоговых органов.
А уж сколько отечественных банков сошло с деловой сцены за годы независимости и как они именовались и переименовывались, сейчас сложно вспомнить даже маститым финансистам-аналитикам! Гигантские БТА Банк и Казкоммерцбанк еще живы в памяти народной, как и их передовые по тем временам финансовые продукты, особенно мультивалютные карты и онлайн-система Новости Казахстанаbank последнего, исправно работавшие и внутри страны, и за ее пределами. Но вот из относительно недавно ликвидированной, как говорится, мелким оптом троицы небольших участников рынка рядовые казахстанцы, да и то немногие, вспомнят разве что Банк Астаны, – и то лишь потому, что он носил прежнее название столицы.
В итоге потрясений, пережитых казахстанцами за рыночные времена, даже возник массовый подсознательный рефлекс, когда клиенты с опаской посещают банковские отделения и филиалы, ожидая там очередного подвоха, штрафов и пеней, а то и арестованных счетов. Недавно коллеги по редакции испытали шок, получив по почте обычным письмом новые реквизиты из крупного банка, клиентами которого они стали не по своей воле, а в наследство от поглощенного им незадачливого конкурента! А другие знакомые с удивлением обнаружили, да и то случайно, из-за незадавшегося перевода их зарплаты бухгалтерией, что в банке им поменяли IBAN, без которого проводка денег невозможна.
А уж за рубежом и вовсе ждешь повсюду неприятных сюрпризов с нашими банковскими карточками повсюду – от отелей до аэропортовских кафе, где могут неожиданно отказать в оплате, предлагая связаться с выпустившим их банком. Неважно, что на карте красуется авторитетный логотип международных платежных систем Visa, MasterCard или другой! Приходится срочно звонить по дорогому роумингу в казахстанский банк, выслушивая за свой счет музыкально-рекламные аудио-ролики и голос робота, предлагающего выбрать нужную цифру из его меню.
Увы, в итоге в трубке обычно слышится милый голос операционистки банка, сообщающей, что помочь на расстоянии она ничем не может. Но при этом мы с удивлением наблюдаем, как приезжающие в Казахстан иностранные гости без особых проблем рассчитываются у нас картами своих банков с логотипами тех же платежных систем, работающих по всему миру. Странно и то, что, к примеру, у ведущих IT-компаний мира тоже немало своих проблем, но мы их почти не ощущаем в повседневной работе с интернет-ресурсами. По всей видимости, такая стабильность объясняется отсутствием посредников, в роли которых выступают банки между нами и мировыми платежными системами.
Поневоле хочется предложить властям страны по завершении идущей сейчас избирательной кампании разработать и принять закон, обеспечивающий эру стабильности и спокойствия в нашей банковской системе с запретом на банкротство, ликвидацию и даже переименование банков. Можно даже придумать красивое название для нее, чтобы успокоить клиентов и вкладчиков, наподобие начавшейся в Японии эры «Рейва», что в переводе означает «порядок», «гармония» и «цветущий мир». Ведь смогли же как-то на Западе сохранить почти все свои лучшие банковские бренды! Даже безнадежно обанкротившийся голландский ABN AMRO, о работе которого в Казахстане уже мало кто помнит, кроме его бывших местных сотрудников и ветеранов деловой журналистики, не только сумел выжить в трудные для него времена, но и предоставляет даже сегодня своим клиентам разнообразные услуги, в том числе и по хранению криптовалютных активов!
Да что там ABN AMRO! Даже легендарный Робинзон Крузо более чем 300 лет тому назад не опасался за сохранность своих накоплений и инвестиций и получил полный отчет по ним, когда вернулся домой в Англию после почти 30 лет, проведенных на необитаемом острове, включая и сахарный бизнес в далекой Бразилии.
Да и на острове он так и не решился расстаться с наличностью, хотя и понимал, что прямой и немедленной пользы там от кучи золотых монет, доставшихся ему, нет никакой.
Есть еще и славный Bundesbank, вытащивший послевоенную Германию из разрухи к процветанию и сделавший ее национальную валюту – немецкую марку – одной из сильнейших в мире, после чего она уступила место евро. Не зря ведь появился на свет афоризм о том, что «Не все немцы верят в Бога, но все верят в Bundesbank».
Казахстанцам тоже хотелось бы верить в свои банки, не беспокоясь о судьбе вкладов в них, подвохах по полученным кредитам, и спокойно подавать к оплате банковскую карту за рубежом, не думая о том, сработает она или нет, хватит ли на ней лимита и какую комиссию снимут с нее за транзакцию.
Это особенно важно для всех нас в преддверии завершения в следующем году 5-летнего переходного периода с момента вступления Казахстана в ВТО. Ведь потом иностранные финансовые группы смогут работать на отечественном внутреннем рынке в банковском и страховом секторах напрямую через свои филиалы, не тратясь на создание дорогостоящих местных «дочек». К этому историческому моменту казахстанские банки должны подойти максимально мобилизованными, оставив в прошлом нынешние проблемы, так как в противном случае им придется сойти с рынка.
Впрочем, уже и сегодня иностранные гиганты заходят к нам через филиалы, пользуясь возможностями Международного финансового центра «Астана». Недавно лицензию на оказание там финансовых услуг получил China Construction Bank (Китайский строительный банк), один из крупнейших в мире по размеру активов. Произошло это событие в ходе состоявшегося в Пекине второго форума «Пояс и путь». Так что отсчет драгоценного времени уже не просто идет – он подходит к концу!
Источник dknews.kz