Государство за счет бюджетных денег создает дополнительный спрос на рынке, считают аналитики , сообщает rus.azattyq-ruhy.kz.
Аналитики Telegram-канала Tengenomika раскритиковали программу льготного автокредитования.
Эксперты отмечают, что сейчас все внимание любителей автомобилей и автодилеров приковано к новой программе льготного автокредитования, которую запустили на днях. Условия программы: 4% на сумму не более 10 млн тенге и с максимальным сроком 7 лет.
«Конечно, вопрос кредитного обременения стоит рассматривать отдельно для каждого случая, но учитывая текущие рыночные ставки и предлагаемые льготные условия для автокредитования в рамках программы то становится ясно, что это очередной элемент «финансовой репрессии». Под «финансовой репрессией» понимается искажение стоимости денег в условиях рыночных ставок. Другими словами, кредит под 4% значительно ниже рыночной ставки и текущей инфляции в нашей экономике», - отмечают аналитики.
Текущая базовая ставка в экономике Казахстана составляет 14% годовых, а индикатор TONIA (Tenge OverNight Index Average) представляющая собой безрисковую ставку прямо сейчас составляет 14,11%.
«К тому же, уровень потребительской инфляции по итогу апреля в Казахстане составил 13,2%. Это все означает, что кредит под 4% в экономике Казахстана является льготным и потребитель получает деньги практически «бесплатно», а разница между льготной ставкой и реальной рыночной ставкой коммерческих банков покрывается за счет государства. Другими словами, большая часть риска за пользование кредитными средствами берет на себя государство, которое выступает инициатором данной программы», - объясняют аналитики.
При этом, по их мнению, при текущей базовой ставке в экономике, выросла как стоимость заимствования денег в экономике (кредитные ставки), так и стоимость хранения денег на банковских депозитах (депозитные ставки). Соответственно, в таких условиях экономическим агентам невыгодно брать в долг, а проще получать более высокие проценты по своим вкладам.
«Однако, наличие льготного кредита под процент значительно ниже инфляции и рыночных ставок в экономике меняет в корне статус-кво. Безусловно, финансовая репрессия, которая сейчас практикуется в Казахстане во многих сферах экономики имеет как положительные, так и негативные последствия для экономики. С одной стороны, как уже было упомянуто, льготные условия кредитования позволяют населению, невзирая на рыночные условия, получать в пользование финансовые средства, что позволяет им решить свои проблемы покупки авто», - объясняют эксперты.
С другой стороны, обращают они внимание, государство за счет бюджетных денег создает дополнительный спрос на рынке, что зачастую приводит к росту цен.
«Причем, это происходит не только из-за резкого роста спроса в случае автокредитования, но и из-за ограниченного предложения в условиях глобальных проблем с цепочками поставок. Поэтому, государство подогревая спрос популистскими льготными программами может создать на авторынке ситуацию, которая сейчас складывается на рынке жилья. Напомним, что на рынке жилья за счет льготных государственных программ и госбанка цены выросли двузначными темпами и становятся менее доступными для широкого слоя граждан, для которых изначально и создавались программы», - отмечают аналитики.
По их мнению, государство в убыток себе субсидирует покупку авто для населения, что приводит к росту цен на рынке автомобилей.
«При этом, пока действуют подобные программы, «чистые» рыночные программы автокредитования коммерческих банков для населения становятся крайне непривлекательными, но оказывается, что потребитель все же в них участвует, но уже за счет субсидий государства», - заключили авторы.
Источник rus.azattyq-ruhy.kz