— Как бы вы охарактеризовали введение налога на роскошь в стране? Насколько это позитивное событие для рядовых казахстанцев? Или же средний класс это коснётся лишь косвенно? В правительстве нередко прослеживаются здравые и актуальные инициативы, но когда дело доходит до реализации – всё становится не так оптимистично. На ваш взгляд, будет ли работать этот налог на деле – так, как это описано на словах? Будет ли он эффективен и коснётся ли он значительной части зажиточной прослойки , сообщает dknews.kz .
Прогрессивная шкала налогообложения, элементом которого может являться так называемый «налог на роскошь», это не опция, которая доступна для любой страны в любой период ее развития. Нет, прогрессивное налогообложение, это одна из важнейших частей развитой экономики, и чем сложнее, чем диверсифицированней отраслевая структура страны, тем более прогрессивной может и должна быть ее налоговая система.
То есть прогрессивное налогообложение, это не политический реверанс в сторону граждан или краткосрочное латание бюджетных дыр, а функциональная необходимость в развитой экономической системе. Если в вашей экономике преобладают сложные отрасли, то вам придется обеспечить своим гражданам достаточно высокий уровень жизни, который необходим и для воспроизводства высокообразованной рабочей силы, и для того чтобы эти дорогие специалисты хотели жить и трудиться в своей стране. Для чего и необходима активная перераспределительная роль государства.
Можно ли сейчас говорить о том, что именно такими мотивами руководствуется Правительство РК, формулируя изменения в налоговом законодательстве? Слишком категоричным конечно быть нельзя, но ни структура экономики Казахстана, ни ход обсуждения инициативы связанной с введением «налога на роскошь» пока не выглядят уместными, скорее они напоминают банальные попытки латать дыры в республиканском бюджете.
К сожалению, в таких обстоятельствах от итогового варианта «налога на роскошь» как правило остается только красивое название. При этом учитывая высокий уровень социального неравенства в Казахстане, большинство граждан активно поддерживают подобные нововведения, а экспертное сообщество естественно не осмеливается высказываться против, боясь обвинений в ангажированности с наиболее богатыми гражданами.
В итоге под красивым названием «налога на роскошь» мы получаем увеличение налоговой нагрузки именно на средний класс. Так получается не из-за того, что конкретные чиновники так изначально и задумывали, а потому что в процессе реализации этой инициативы оказывается, что затраты на взимание (администрирование) повышенных налогов с действительно богатых граждан для государства выше, чем реальная сумма собираемых с них налогов.
А по-настоящему, в условиях недостаточно развитой экономики, государство может эффективно собрать налоги лишь с тех, кто и так их исправно платит. С бедных слоев брать нечего, да и опасно, остается только средний класс и мизерная прослойка между средним классом и действительно богатыми гражданами страны. Видимо на них и придется основной удар «налога на роскошь».
Если мы взглянем на опыт других стран в этом вопросе, то что будет полезно вынести для Казахстана?
Сложно что-то советовать в текущих условиях. Мировая экономика скатывается в циклический кризис, это значит что дефицит республиканского бюджета в этом году будет расти, как и потребность страны в деньгах, а государству не очень хочется прибегать к непопулярным фискальным мерам, да еще и в сложное экономическое время. Поэтому «игра» в прогрессивное налогообложение, которая дает и рост госдоходов и отсутствие политических рисков, слишком заманчива для государства, чтобы в нее не сыграть.
Но здесь очень важно не заигрываться, иначе как в той сказке «Коля и волки», слишком частое, несвоевременное и ложное использование прогрессивного налогообложения девальвирует это понятие и к моменту, когда придет время вводить его по-настоящему, никто не воспримет это всерьез.
Тогда государству придется как-то убеждать, что на этот раз все по-настоящему, а сделать это без доверия практически невозможно. Так что именно в своевременности главный секрет успеха введения прогрессивной системы налогообложения. Везде, где государство пыталось делать слишком поспешные шаги на этом пути, когда экономика еще не созрела для очередного шага к более прогрессивной фискальной системе, всегда происходил неизбежный откат и в экономике, и в налоговой системе.
Казахстан уже имеет печальный опыт слишком раннего введения прогрессивной фискальной системы, она действовала до 2007 года и в итоге была отменена. Прошло целых 15 лет прежде чем РК вновь вернулся к этому вопросу, но хотелось бы чтобы на этот раз руководство страны все сделало верно.
Автор Нурбек Искаков
Источник dknews.kz