Не замеченный пока множеством глобальных инвесторов, Казахстан, как это ни удивительно, является третьим по эффективности фондовым рынком в мире
В то время как многие развивающиеся рынки, начиная от Бразилии и заканчивая Китаем, Россией и Турцией, показывают в этом году слабую динамику, KASE с ростом своего индекса на 12% в первом полугодии 2018 находится в списке наиболее эффективно функционирующих биржевых площадок. С дивидендной доходностью на уровне 3,48% и коэффициентом цена/прибыль (P/E ratio) 6,57 KASE предлагает привлекательную стоимость ценных бумаг. Доходность акций в Казахстане выглядит ещё более впечатляюще на фоне средних убытков мирового фондового рынка (-0,58% с начала года).
Многие инвесторы, однако, до сих пор считают KASE низколиквидным рынком и предпочитают торговать казахстанскими ценными бумагами, размещёнными в Лондоне или Гонконге. МФЦА пытается изменить восприятие инвестиционных возможностей Казахстана как у локальных, так и у мировых инвесторов, планируя вывести на рынок крупные компании с государственным участием. Президент Назарбаев следует примеру приватизационного пути Маргарет Тэтчер, уже передав в частную собственность более 900 госпредприятий.
Тем не менее в настоящий момент Казахстан в качестве фондового рынка выглядит достаточно легковесно, как рынок, который может двигаться небольшими суммами всего одним игроком. Согласно имеющимся данным, один биржевой брокер обеспечивает 90% розничного инвестирования. Цены могут меняться быстро и существенно.
Многие развивающиеся рынки стоят перед вопросом, как привлечь компании к листингу и создать ликвидность. Стремление развивать в Казахстане сразу два рынка – KASE в Алматы и AIX (биржа МФЦА) в Астане – может потерпеть неудачу в плане обеспечения полноценной ликвидности на обоих. Создание единой крупной международной биржи может стать решением вопроса. Принимая во внимание, что МФЦА изначально прогрессивен и имеет поддержку со стороны правительства, надзорному органу следует рассмотреть возможность слияния двух рынков на его базе. При этом МФЦА извлечёт уроки из ошибок ОАЭ, где действуют два небольших рынка – в Абу-Даби и Дубае, а также Вьетнама, где наличие бирж в Хошимине и Ханое привело к отсутствию реальной ликвидности на обоих. Соперничество между биржами не должно идти в ущерб наращиванию потенциала и созданию регионального финансового рынка.
Сингапур и его биржа SGX являют собой хороший пример. Ли Куан Ю в свое время поставил целью убедить местные компании вывести свои акции на местную биржу и выпустить облигации, даже если им не нужны были деньги. Создание «акционерной культуры» и изменения на финансовом рынке виделись ему важным шагом.
После посещения Алматы и Астаны мне показалось, что KASE со своим консерватизмом не может поверить, что технологии способны превратить традиционную биржу в устаревшую. Образ мышления руководства МФЦА видится мне более прогрессивным. Стратегическое партнёрство с Шанхайской фондовой биржей и Nasdaq – многообещающее начало, но этого может оказаться недостаточно. В отношении блокчейн-активов, например Bitcoin, до сих пор существует значительное расхождение во мнениях и неопределённость среди членов правительства и внутри МФЦА. Тогда как, скажем, Мальта и Эстония пришли к пониманию, что борьба за будущее означает принять его и взять на себя лидирующую роль, вместо того чтобы сопротивляться. Кстати, тот же Nasdaq обновляется и открыт к превращению в биржу криптовалют и цифровых активов.
forbes.kz