Недавно нам всем объявили, что с 1 января 2020-го, то есть менее чем через полтора года, в стране будет введено всеобщее декларирование доходов физических лиц. Возможно, такой шаг действительно назрел, но смущают некоторые моменты, озвученные официальными лицами.
В частности, как сообщили средства массовой информации, в ходе пресс-конференции, состоявшейся в Астане, заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Мади Такиев, рассказывая о механизмах нововведения, пояснил: «По наличным вы должны показать все деньги, хранящиеся дома. Всё, что свыше 500 минимальных заработных плат (14 млн. тенге), должно быть в банке».
Сразу же возникают вопросы. Допустим, человек покажет в декларации, что держит дома 10 миллионов тенге. Есть ли гарантия, что об этом не узнает кто-то посторонний? В развитых и цивилизованных странах с низким уровнем коррупции государственные органы могут дать такую гарантию. А у нас?
Можно ли быть уверенными в том, что сотрудники соответствующих ведомств, к которым попадет информация о деньгах, лежащих под подушками и матрасами казахстанцев, либо компьютерщики, имеющие доступ к базам данных, устоят перед соблазном поделиться конфиденциальной информацией с криминальными элементами? За вознаграждение, разумеется. Ведь все мы знаем, насколько низок в нашей стране уровень корпоративной культуры и служебной этики и при этом насколько глубоко проникла в поры нашего общества коррупция.
Пару лет назад в казахстанских СМИ появились публикации о том, что представители страховых компаний активно названивают (или пишут письма) людям, накопившим на своих счетах в ЕНПФ достаточные суммы для оформления пенсионного аннуитета, и предлагают им свои услуги. Моему хорошему знакомому тоже прислали такое письмо. Но откуда страховщики получили информацию о суммах взносов, адреса и телефоны вкладчиков?
В Законе «О пенсионных накоплениях в Республике Казахстан» черным по белому написано: «Работники Единого накопительного пенсионного фонда, добровольных накопительных пенсионных фондов, ЦОНов и иные лица, которые в силу осуществления своих служебных и функциональных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим тайну пенсионных накоплений, не вправе разглашать сведения, составляющие тайну пенсионных накоплений, и несут за их разглашение ответственность в соответствии с законами РК».
Тогда все стрелки перевели на сотрудников частных накопительных фондов: мол, после принятия на государственном уровне решении о создании ЕНПФ они и «слили» информацию страховщикам. Но почему их не привлекли к ответственности, ведь нарушение закона налицо? И, повторюсь, кто даст гарантию, что подобное же не произойдет с информацией о наличных деньгах, хранимых казахстанцами в своих домах и квартирах, и что однажды к ним не нагрянут «по наводке» грабители? Тем более что в последнее время криминальная ситуация в стране усугубляется.
Конечно, далеко не все держат дома большие суммы. Но такие люди есть: кто-то копит на квартиру, кто-то на автомобиль, кто-то откладывает деньги на то, чтобы открыть свой маленький бизнес. При этом многие из них не доверяют банкам, и на это есть веские основания. Скажем, несколько месяцев назад возникли проблемы у «Банка Астаны», и он ввел ограничения на выдачу денег владельцам депозитов. Буквально на днях были лишены лицензий «Qazaq Banki» и «Эксимбанк Казахстан», клиенты которых тоже наверняка столкнутся с проблемами при получении своих кровных.
Да и в целом банковская система страны переживает сложный период, и доверия к ней у населения все меньше. И в такой ситуации заместитель председателя Комитета государственных доходов Минфина говорит: Если сумма больше 500 МЗП, вы должны будете открыть расчетный счет в банке, и ваши деньги должны быть там».
Да, в Казахстане действует система гарантирования вкладов. Но она покрывает только определенную сумму – до 10 миллионов тенге для депозитов в национальной валюте и до 5 миллионов тенге, если вклад открыт в иностранной валюте.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство людей предпочитает держать свои сбережения в долларах или евро. Хотя Айдархан Кусаинов, советник председателя Нацбанка, и заявил недавно о том, что в Казахстане произошла «ментальная дедолларизация», народ все равно больше верит «американцу» и «европейцу», которые никогда не позволят себе упасть за месяц на 10 с лишним процентов, как это произошло в нынешнем августе с нашей национальной валютой.
Так вот, системой гарантирования вкладов покрываются, если считать по нынешнему курсу, менее 14 тысяч долларов.
Этих денег не хватит на покупку даже однокомнатной квартиры в каком-нибудь Таразе, не говоря уже о том, чтобы обзавестись собственным жильем в Алматы или Астане (а копят на него люди, повторюсь, преимущественно в иностранной валюте, поскольку боятся очередной девальвации). И в такой ситуации требовать от казахстанцев, чтобы они несли свои «заначки» в банки, надежность которых в их глазах выглядит сомнительной, – нелепо.
Инициаторы нововведения объясняют необходимость подобных мер чуть ли не заботой о самих казахстанцах: мол, это в их же интересах, поскольку им потом не надо будет доказывать законность происхождения накопленных сбережений. Но зачем законопослушному (подчеркиваю: законопослушному) гражданину, живущему на зарплату, что-то доказывать, если все его доходы можно проверить по отчислениям в ЕНПФ? А что касается людей, имеющих неучтенные поступления, с которых не заплачены налоги и не сделаны взносы в пенсионный фонд, то это их забота – подтверждать законность таких заработков.
Я не финансист и, возможно, рассуждаю как обыватель. Но полагаю, что подобные же вопросы возникают и у многих других. Повторяю: не имею ничего против декларирования доходов, но то, как предлагается это делать, сопряжено, на мой взгляд, с определенными рисками для рядовых граждан, хотя именно их благосостояние и безопасность должны быть главным предметом заботы государства. Если же эти опасения надуманные, то пусть ответственные лица докажут обратное.
Сергей М., законопослушный гражданин Казахстана
Источник: Camonitor.kz