Восстановление после COVID себя исчерпало , сообщает forbes.kz.
Последнее обновление Индексов отслеживания восстановления мировой экономики (TIGER) Brookings-Financial Times показывает, что динамика роста, а также показатели финансового рынка и доверия в последние месяцы во всем мире заметно ухудшились. И поскольку мировая экономика останавливается в условиях повышенной неопределенности и растущих рисков, многие страны либо находятся в состоянии рецессии, либо на грани.
Некоторые навредили себе сами. Ошибочная политика, такая как стратегия нулевого COVID-19 в Китае и безрассудный «мини-бюджет» Соединенного Королевства, затруднили директивным органам реагирование на продолжающиеся сбои в цепочках поставок и затянувшуюся войну в Украине. Высокая и устойчивая инфляция во всем мире и меры, предпринятые центральными банками для ее сдерживания, также ведут к снижению экономической активности, ослаблению доверия населения и деловых кругов, а также к потрясениям на финансовых рынках.
В крупных странах с развитой экономикой, таких как еврозона, Япония и Великобритания, вялая и сдержанная политика усугубила последствия внешних потрясений, сбив траектории роста. Следовательно, многие развитые страны в настоящее время сталкиваются с проблемами, которые долгое время характеризовали периоды экономического и финансового стресса в странах с формирующейся рыночной экономикой: резкое обесценивание валюты (по отношению к доллару США), рост доходности государственных облигаций, перегруженность государственных финансов и ужесточение ограничительной политики.
Экономика США, со своей стороны, изобилует противоречивыми сигналами. С положительной стороны, следует отметить, что потребительский спрос остается высоким, а занятость продолжает расти достаточно здоровыми темпами. В то же время рост ВВП вялый, тогда как инфляция остается высокой по любым показателям, что не оставляет Федеральной резервной системе иного выбора, кроме дальнейшего повышения процентных ставок, несмотря на ужесточение финансовых условий, вызванное сильным долларом и падением цен на активы.
В Европе перебои в энергоснабжении подпитывают инфляцию и сдерживают рост, усиливая опасения по поводу нехватки энергии зимой и подрывая доверие частного сектора. Недавнее падение курса фунта символизирует многие проблемы, стоящие перед экономикой Великобритании, включая неблагоприятные внешние обстоятельства, продолжающиеся последствия Брексита и недисциплинированную фискальную политику страны. Во многих других европейских странах популистская политика может увеличить риск фискальной и финансовой нестабильности.
Япония является единственной крупной развитой экономикой, которая может позволить себе роскошь поддерживать мягкую денежно-кредитную политику благодаря своему низкому уровню инфляции. Это может помочь стране поддерживать стабильный, хотя и низкий рост, поскольку быстрое обесценивание иены до сих пор не имело каких-либо заметных негативных последствий.
Хотя страны с формирующийся рыночной экономикой сталкиваются с аналогичными проблемами, включая высокие темпы инфляции и обесценивание валют, у них, как правило, более благоприятные перспективы роста, чем у стран с развитой экономикой. Вместе с тем, слабый спрос во всем мире и более жесткие финансовые условия увеличат давление на развивающиеся страны с дефицитом текущего счета. Но, за исключением таких немногих стран как Турция, Шри-Ланка и Венесуэла, где безудержное неэффективное управление экономикой ускорило обвал валюты, у большинства развивающихся рынков не наблюдается признаков приближения к кризису платежного баланса.
Тем не менее, Китай сталкивается со множеством проблем, связанных с жесткой приверженностью правительства своей политике нулевого COVID, шатким сектором недвижимости и неустойчивым давлением финансовой системы. Несмотря на то, что инфляция остается под контролем, обесценение юаня по отношению к доллару США ограничило способность Народного банка Китая снижать процентные ставки. Китайское правительство и НБК приняли ряд фискальных и монетарных мер стимулирования, однако они оказали ограниченное воздействие на частное потребление и инвестиции. Рост экспорта также, вероятно, будет сдерживаться слабым мировым спросом.
С другой стороны, экономика Индии остается ярким пятном. По всей вероятности, в этом и в 2023 году страна продемонстрирует высокие темпы роста, поскольку из-за обесценивания рупии и благотворного воздействия различных реформ, проведенных в последние годы экспорт увеличивается. Но продолжающаяся борьба Резервного банка Индии за обуздание высокой инфляции является сдерживающим фактором.
Между тем, российская экономика пострадала от экономических и финансовых санкций, введенных западными державами после ее вторжения в Украину, хотя растущие доходы от экспорта и слабый импорт смягчили удар за счет укрепления рубля. Курсы валют стран Латинской Америки в этом году показали себя на удивление хорошо, но Бразилия и многие другие страны региона сталкиваются со сложной политической обстановкой, которая может ослабить внутренний спрос и экономический рост, отпугнуть иностранных инвесторов и вызвать экономическую нестабильность.
Правительства и центральные банки больше не могут позволить себе роскошь стабилизировать рост и компенсировать неблагоприятные потрясения неограниченными фискальными и монетарными стимулами. Как минимум, правительства должны избегать неэффективных фискальных мер и других бесполезных популистских политик, делать все возможное для преодоления узких мест в поставках и поддерживать центральные банки в их стремлении восстановить стабильность цен. Неэффективные политические меры ставят под угрозу тех, кто больше всего пострадал от роста цен на продовольствие и энергоносители: беднейшие экономики мира и самые бедные домохозяйства в каждой стране.
При ограниченном для маневра пространстве директивные органы должны координировать фискальные и монетарные меры, чтобы смягчить краткосрочное инфляционное давление и сосредоточиться на реформах, которые могут улучшить долгосрочный рост. Помимо смягчения ограничений, связанных с предложением рабочей силы и торговлей, они должны создавать стимулы для инвестиций в зеленые технологии и другие виды инфраструктуры. Такие меры имеют решающее значение для поддержки спроса и доверия частного сектора в краткосрочной перспективе, а также для восстановления инфляционных ожиданий.
Ариан Кханна внес свой вклад в эту статью.
Автор Эсвар Прасад
Источник forbes.kz