Недавно в НПП «Атамекен» обратились арендаторы школьных столовых Алматы, которым выставили миллионные счета за аренду оборудования за прошлые годы. Предприниматели утверждают, что изначально в договоре такого прописано не было. По этому вопросу и о региональном рынке высказался в интервью prodengi.kz директор Палаты предпринимателей «Атамекен» г.Алматы Нариман Абильшаиков.

Нариман Бактыбаевич, недавно ваша Нацпалата поделилась историей владельцев школьных столовых, которым выставили миллионные счета за аренду оборудования, о которой они и не знали. Удалось ли Палате как-то разрешить конфликт интересов предпринимателей и управления акимата?
- Советом было принято решение направить письмо в министерство национальной экономики РК, откуда получено разъяснение, что помимо Договора об аренде, к нему еще должен прилагаться и быть подписан Акт приема-передачи, который регистрируется в Реестре на сайте. Если эти все условия не были соблюдены уполномоченным органом, значит, их действия не правомерны. Со стороны управления госактивов к арендаторам столовых больше нет никаких требований. Но сейчас Палатой решается вопрос, что делать с теми предпринимателями, которые уже заплатили эти деньги. Нужно делать запрос, сколько предпринимателей оплатили, сумма точно нам не известна. Проблема в том, что предпринимателей управление госактивов ни разу не собирали, и никаких требований не выставляли, в этой ситуации чиновники действовали не напрямую, а через директоров школ, и это подтверждают сами бизнесмены, чьи заявления поступили в Палату.

Госбюджет РК ежегодно теряет миллиарды тенге из-за теневого импорта с КНР. Как вы думаете, как можно разрешить эту проблему? 
- Торговля формирует одну третью ВРП (валового регионального продукта) города Алматы и обеспечивает занятостью 14% рынка труда города. Практически 45% всего оптового и 32% всего розничного товарооборота страны приходится на «южную столицу». Однако серьезной проблемой в торговле является «серая зона» - это реализация товаров, ввезённых на территорию страны в обход официальных таможенных процедур, что является угрозой добросовестному предпринимательству. 

Проблема «серого» импорта и реэкспорта китайских товаров является общей проблемой для всех стран, граничащих с КНР.

Объем импорта из Китая в г. Алматы составляет 90% (4,2 млрд долларов США) всего импорта из Китая в страну. Объем теневого оборота импорта из Китая в Алматы, оценочно, составляет почти 60% (или 2,5 млрд долларов США). Только расхождение в зеркальной таможенной статистике по Китаю составляет почти 7 млрд долл. США. При этом оценочные потери госбюджета составляют порядка 300 млрд тенге в год. Доминирующая часть импортных торговых потоков в РК и КР концентрируются на базарах и крытых рынках, в первую очередь города Алматы. Необходимо принять решительные меры для обеспечения полноценного таможенного контроля за теневым импортом из КНР. Крупные оптовики и логистические компании, занимающиеся импортом из КНР известны, нужна слаженная работа таможенных и правоохранительных органов для выявления и пресечения «серого импорта».

Какого эффекта вы ожидаете от решения президента РК не тревожить налоговыми проверками наших предпринимателей три года? Ожидаются ли еще какие-то упрощения для бизнесменов в рамках сдачи налоговой декларации?
- Введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% перенесли до 2023 года, а также освободили малый и микробизнес от налоговых отчислений на три года. Об этом глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил в рамках Послания к народу Казахстана на совместном заседании палат парламента.

Конечно, освобождение от уплаты налогов даст бизнесу возможность больше вкладывать в производство, развитие, чтобы в итоге вырасти.

Поручение президента, конечно, правильное и своевременное. Есть обеспокоенность только тем, что, возможно, налоговые органы теперь увеличат количество проверок среднего и крупного бизнеса. В этом плане мы как Палата предпринимателей будем готовы оказать юридическую помощь и защиту прав и законных интересов бизнеса.

Что касается переноса дополнительных пенсионных отчислений в размере 5%, есть поручение Президента. Сейчас совместно с правительством НПП РК «Атамекен» начнет обсуждение, соберет мнение бизнеса и внесет предложения. Уверен, предприниматели активно включатся в эту работу.

В каких видах торговли и услуг в Алматы имеется низкая конкуренция и потребность в предпринимателях, предложениях услуг и товаров, а также рабочих местах?

- Для отечественных производителей, особенно фермеров, наблюдается одна общая проблема - это проблема сбыта продукции, доступа к полкам торговых сетей. То есть, из-за слабой логистики и маркетинга отечественная продукция не всегда может дойти до торговых полок.

Для обеспечения продовольственной безопасности нужно выстраивать сбытовую цепочку со строительством ОРЦ (оптово-распределительного центра). Далее развивать заготовительные организации для обеспечения непосредственной связи с/х производителей с ОРЦ.

Поэтому здесь нужен комплекс мер по продвижению ОТП через ТРЦ, ТД, дистрибьюторов и рынки, включая меры стимулирования как республиканского характера, так и на местном уровне.

Ключевое на наш взгляд, нужно создавать центры агрокомпетенций в районных центрах (Алматинской и Жамбылской областей), где будут обучать фермеров требованиям сетей по фасовке, упаковке продукции.

В чем НПП «Атамекен» готов посодействовать начинающим предпринимателям для заполнения дефицитных бизнес-ниш в городе?
- В июле этого года началось обучение по программе «Бастау» с компонентом «Жас кәсіпкер». До конца текущего года планируется обучить по проекту «Бастау» 7 750 человек, в том числе по компоненту «Жас кәсіпкер» 2 650 безработной и непродуктивно занятой молодежи. Бизнес-тренера совместно с участниками проекта проводят скрининг в восьми районах г.Алматы по определению ниш для ведения бизнеса.

По результатам данного скрининга большинство участников открывают свои бизнесы в Алатауском, Наурызбайском, Жетысуском и Турксибском районах, так как в данных районах очень много незанятых ниш и практически отсутствует конкуренция.

Скрининг показывает, что пять из восьми районов имеют низкую или среднюю деловую активность. Это связано с высокой долей безработных и непродуктивно самозанятых, 63% всей скрытой безработицы находится в пяти районах с низкой и средней деловой активностью. Здесь проживает 56% всего населения города.

По этой причине, доля МСБ в данных районах составляет всего 48,8%, а выпуск продукции 27,6%, объем уплаченных налогов составил 21,8% от общего объема или только каждый пятый тенге в казну города.

А в республиканском масштабе проходит подобный скрининг рынка?
- На сегодня НПП «Атамекен» исследует и республиканский рынок, чтобы четко понимать производственный потенциал каждой отрасли и района. Этот скрининг покажет новые бизнес-ниши как на селе, так и в городе. Им будут охвачены все субъекты предпринимательской деятельности.

По итогам работы, мы получим объективные данные: в каком регионе есть дефицит товаров и каких именно, а также каков потенциал для их импортозамещения. И, в целом, даст нам понять бизнес-структуру отдельного региона. Бывает, в регионах открывают заводы по выпуску одноименного товара, исходя из чего, предложение превышает спрос. Чтобы избежать подобных ситуаций, мы, как Палата, в свою очередь, даем прогнозы по объемам освоения той или иной продукции. Например, по цементу в 2017-2018 годах наблюдался высокий спрос, в связи с чем, на этот товар рыночная цена была увеличена в 1,5-2 раза. И такие заводы строятся сейчас одновременно в трех областях. В совокупности, внутренний рынок будет получать по 3,5 млн тонн цемента в год. Этого товара будет в избытке, и нам надо уже сейчас думать, куда его импортировать. Один из вариантов - Узбекистан, который, кстати, тоже сейчас нацелен на отечественное производство цемента. Поэтому корреляцию дисбаланса на рынке нужно предусмотреть. Кроме того, на рынке наблюдается дефицит куриного мяса, но при этом профицит яиц по 100-200 млн в год. Поэтому мы предлагаем профильным фабрикам перерабатывать их в яичный порошок, который, в отличие от постсоветского пространства, пользуется спросом в Юго-Восточной Азии и Китае. Скрининг позволяет таким образом ориентировать новые объекты производства в перспективных направлениях.

Отмечу, что на рынке Казахстана пока низкая конкуренция. Есть отдельные производители с уникальной продукцией, транснациональные компании, которые запустили свое производство в РК, но по отдельным товарам еще высока доля импорта.

А правда, что у нас относительно других стран СНГ достаточно приемлемый по ценам рабочий труд?
- Согласно недавнему опросу предприятий страны, только по городу Алматы имеется потребность в 12 тыс. кадров. Тогда как уровень безработицы в южной столице составляет 5,4%, а по Республике порядка 48 тыс. человек сейчас являются безработными. Мы анализируем, в чем нуждаются предприятия и, что может предоставить им рынок труда. В рамках этого, при компаниях открываются курсы, где люди могут переквалифицироваться за каких-то 3-6 месяцев. Сейчас дефицит специалистов технического профиля, причем их оплата труда выше республиканского среднего уровня, но молодежь идет туда неохотно. Зато выбирает профессию юриста, бухгалтера, мастера по маникюру или парикмахера...

Источник https://prodengi.kz