И где это делать можно , сообщает kolesa.kz .

Где и как запрещено ездить на мопедах в Казахстане — Kolesa.kz || Почитать

С популяризацией в Казахстане курьерских служб на дорогах, да и на тротуарах городов тоже, появилось много мопедов.

Исходя из наших наблюдений можно предположить, что некоторые из этих новоиспечённых участников движения не подозревают, что правила дорожного движения и к ним тоже применимы, а возможно, и вовсе не знают об их существовании. Давайте разберёмся, где мопедам можно ездить, а где нельзя. И если несложно, поделитесь этой публикацией, чтобы дошло до наездников.

Мопед — что это?

Далеко не весь двухколёсный транспорт характерной формы можно отнести к мопедам. В ПДД с давних времён есть достаточно чёткое определение:

Где и как запрещено ездить на мопедах в Казахстане

Мопед — двух- или трёхколёсное транспортное средство, снабжённое двигателем внутреннего сгорания с объёмом цилиндра, не превышающим 50 кубических сантиметров, либо электрическим двигателем и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Основные требования правил, которые касаются мопедов, прописаны в разделах 16 и 24 ПДД РК.

Кому можно ездить

В пункте 165 раздела 24 ПДД РК говорится, что к управлению мопедами допускаются лица не младше 16 лет. Получать водительское удостоверение для этого не нужно. Требования категории А, а точнее подкатегории А1, распространяются только на технику с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а это, согласно определению, уже не мопед.

Где можно ездить

В прежних редакциях ПДД имелась чёткая формулировка, гласящая, что на мопедах разрешается ездить по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд. Из новой версии правил, действующей с 18 сентября 2023 года, её убрали, оставив в пункте 168 раздела 24 только запреты.

Выходит, что передвигаться на мопедах сейчас допускается по всей ширине проезжей части, но обязанности придерживаться правого её края отныне нет.

Тут стоило бы напомнить, что выезд на встречную полосу мопедистам запрещён так же, как и водителям авто. А вот наказание, если у водителя мопеда нет прав, будет ровно никаким — лишать его будет нечего.

Где нельзя ездить

После вступления в силу поправок в закон «О дорожном движении» 30 августа 2023 года, а также изменений в ПДД 18 сентября 2023 года движение на мопедах запрещено не только по тротуарам и обочинам, но и по велополосам и велодорожкам тоже.

Где и как запрещено ездить на мопедах в Казахстане


Как и прежде, нельзя проезжать пешеходные переходы, и отдельно прописан запрет на выезд на автомагистрали. (По Капчагайке, БАКАД ездить нельзя.) Эти запреты прописаны в пункте 118 раздела 16 ПДД РК.

Что ещё нельзя делать за рулём мопеда?

Список ограничений для мопедистов существовал в ПДД и раньше, он не заканчивается описанием мест, где можно кататься и где нельзя. Им также запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров, если мопед для этого не предназначен;
  • перевозить груз если техника для этого не приспособлена, либо поклажа крупногабаритная (выступает на 50 см за габариты по длине или ширине) или же мешает управлению;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • буксировка других мопедов, электрических самокатов и велосипедов, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом;
  • передвигаться в тёмное время суток по проезжей части дороги без светоотражающего предмета*, соответствующего требованиям, определённым правилами дорожного движения, обеспечивающего видимость водителям других транспортных средств.

Где и как запрещено ездить на мопедах в Казахстане

Во Вьетнаме гружёные мопеды на дорогах — норма. Однако в Казахстане перевозка крупногабаритных грузов на двухколёсной технике запрещена

Нужен ли шлем?

В предыдущих редакциях ПДД и закона «О дорожном движении» необходимость ношения шлема водителями мопедов не оговаривалась. Он считался обязательным только для мотоциклистов. Теперь же в подпункте 8 пункта 171 раздела 24 ПДД РК чётко прописано, что на дороге мопедистам быть без застёгнутого шлема запрещается.

Тут хотелось бы упомянуть, что, несмотря на то что в правилах не уточняется, каким должен быть шлем, водителям мопедов стоит озаботиться покупкой качественной «каски» с действующей сертификацией уровня не ниже ECE R22-05, а лучше R22-06. Стикер с указанием стандарта размещается на её задней части. Естественно, такой шлем будет существенно дороже китайской поделки, купленной за копейки, но он точно не расколется в случае типичного ДТП и убережёт голову от фатальных травм.

*Согласно пункту 2.18-1 ПДД РК, светоотражающий предмет — предмет, изготовленный из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику, обеспечивающий видимость водителя на расстоянии 150 метров при включённом ближнем свете фар и 400 при включённом дальнем свете фар, в том числе светоотражающая одежда или светоотражающий элемент на одежде.

Нужен ли глушитель?

Некоторые владельцы мопедов намеренно снимают глушитель или опустошают саму «банку» ради того, чтобы их было слышно в потоке, якобы ради безопасности. Некоторые и с целью подражания более мощным мотоциклам, «харлеям» и так далее… Но! Глушитель на мопедах должен быть однозначно, а езда с неисправной системой выпуска отработавших газов является нарушением. Об этом говорится в ПДД, а точнее в перечне неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (пункт 28, глава 6). Согласно части 5 статьи 590 КОАП РК, это карается штрафом в размере 5 МРП, или 17 250 тенге в 2023 году.

Справочно: в Казахстане нет отдельных требований по шумности для находящихся в эксплуатации мопедов. Тем не менее вся техника, выпускаемая в обращение, должна соответствовать нормам технического регламента, а там как раз упоминается максимальная громкость выхлопа для новых мопедов. ТР ТС отсылает к правилам ЕЭК ООН за номером 68, где в приложении номер 4 можно найти значение 71 дБ.

В итоге, если у вас под окном собрался клуб наездников без глушителей, вызывайте полицию — таким мопедам место на штрафстоянке.

Должна ли работать фара днём?

Мопедисты стараются выделиться в потоке автомобилей стрекочущим звуком выхлопа, хотя в то же время бесшумная Tesla едет себе и никто её не бортует, потому что она крупнее и её видно другим участникам движения. Также и с мопедами: райдерам необходимо подумать о том, чтобы они были видны в потоке — включать фару ближнего света даже днём. Это значительно повышает безопасность и является обязательным (пункт 134 раздела 19 ПДД РК). Также рекомендуется ездить в яркой одежде или как минимум в светоотражающем жилете.

В тёмное время суток на мопедах должны работать в том числе и габаритные огни.

Можно ли ездить на мопеде зимой?

Ни в правилах дорожного движения, ни в законе «О дорожном движении» сезонных ограничений для эксплуатации двухколёсной техники нет. Впрочем, стоит помнить, что мопед является одноколейным транспортным средством, а значит куда менее стабилен на скользких дорогах. Если уж и ездить зимой необходимо, то стоит озаботиться как минимум установкой соответствующей резины. Да, бывает и такая. Для примера: в линейке Mitas для зимней эксплуатации допускается шина MC-32 Win Scoot. Причём шина эта шипуемая.

Автор Виктор Сухоруков

Источник kolesa.kz