Пандемия, может, и не дала российским компаниям за прошедший год вырасти, но отнюдь не помешала их продвижению на казахстанский рынок.

Россию превратили в фейковую отличницу международных бизнес-рейтингов - МК

Год назад Forbes.kz представил обзор присутствия в Казахстане частных компаний из первой полусотни рейтинга Forbes Russia. Теперь мы решили посмотреть, как за прошедшее время изменились отношения между российскими гигантами и отечественным рынком.

Изменений в самом рейтинге «200 крупнейших компаний России» немного. Первая десятка осталась прежней, больше остальных в общей массе выросли торговые компании (на 14,4%). «Космический» взлет продемонстрировала одна из них - крупнейший онлайн-магазин одежды и обуви в России Wildberries, поднявшись с 82 до 40 место (поэтому в прошлом нашем обзоре ее не было). Успехи детища Татьяны Бакальчук впечатляют: в 2019 компания ускорила рост оборота до 88% и стала 4-й в рейтинге Forbes самых дорогих компаний Рунета с оценкой $1,2 млрд, а в 2020-м возглавила рейтинг продавцов Рунета с выручкой от онлайн-продаж в 223,5 млрд рублей.

В Казахстане Wildberries развернулась в полную силу, во время карантина предоставив свою площадку отечественным производителям. Как сообщил директор по развитию интернет-магазина Вячеслав Иващенко, «в марте – апреле казахстанцы приобрели в онлайн-магазине в 2 раза больше товаров, чем годом ранее, а в мае этот показатель увеличился уже в 4 раза. В первой половине июня мы также видим продолжающийся рост продаж: более чем в 3 раза год к году».

Хватит качать, давайте перерабатывать

Компания ЛУКОЙЛ, сохранившая свое первое место в российском списке, давно и активно присутствует в Казахстане, добывая нефть на месторождениях Кумколь, Карачаганак, Тенгиз и Женис, а также транспортируя и перерабатывая сырье.

Ровно год назад, 21 сентября 2019, был запущен завод смазочных материалов ЛУКОЙЛа в Алматинской области. На открытии были премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов и аким Алматинской области Амандык Баталов. Более 200 работников завода по планам должны были производить 100 тыс. тонн в год готовой продукции, в том числе свыше 800 наименований масел, ежегодно отчисления в бюджет до $10 млн.

Через месяц, 24 октября 2019, стало известно, что НК «КазМунайГаз» и ЛУКОЙЛ договариваются финансировать разведку казахстанского участка I-P-2 на Каспии. В декабре о перспективах разработки этого участка Алекперов рассказал президенту РК Касым-Жомарту Токаеву. Заодно проинформировал главу государства о первых результатах работы завода смазочных материалов в Алматинской области. Вагит Алекперов отметил, что запуск производства стал объектом гордости для компании, правда, число видов продукции по его данным достигнет не 800, а 700, и на проектную мощность за год не вышли.

Совсем недавно, в конце августа, ЛУКОЙЛ, точнее ТОО «ЛУКОЙЛ Лубрикантс Центральная Азия» (100% дочернее предприятие ООО «ЛЛК-Интернешнл» – производителя смазочных материалов ЛУКОЙЛ), заключило договор о поставках масел с ТОО «Корпорация Казахмыс». Продукция, поставляемая по договору, будет произведена на том самом заводе, объемы поставок - 4000 тонн моторного, трансмиссионного, гидравлического и индустриального масла для оборудования и техники на предприятиях Казахмыса.

Ранее, в июне, сообщалось, что завод ЛУКОЙЛа в Казахстане начал поставки смазочных материалов в Китай и уже отправил туда 200 тонн продукции.

С началом эпидемии коронавируса ТОО «ЛУКОЙЛ Лубрикантс Центральная Азия» помогало службам скорой помощи во всех областях страны, безвозмездно поставляя масла для машин. В общей сложности передано около 9000 литров масла для 1500 автомобилей скорой помощи.

Едут шины по «дорожной карте»

Такими же темпами развивается сотрудничество с №5 рейтинга — компанией «Татнефть».

В июле 2019 руководители Татнефти и КазМунайГаза подписали меморандум о сотрудничестве в области геологоразведочных работ, нефтепереработки, нефтехимии и газохимии. В ноябре был принят ещё один документ: председатель правления КМГ Алик Айдарбаев и генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов подписали «Дорожную карту по обеспечению внедрения в нефтегазовую отрасль республики Казахстан передового опыта ПАО «Татнефть». В рамках «дорожной карты» КМГ должна раскрыть Татнефти геологическую, технологическую и экономическую информацию о зрелых месторождениях, после чего будет рассмотрен вопрос о возможности участия Татнефти в их разработке.

Видимо, «карта» указала хорошую дорогу, и 29 июля 2020 в Нижнекамске Татнефть и казахстанская компания «Аллюр» заключили соглашение о намерениях по созданию совместного предприятия по производству легковых, легкогрузовых и грузовых шин. Предполагаемая мощность производства – 3 млн легковых и легкогрузовых шин, а также 0,5 млн грузовых шин в год. Запустить завод планируется в 2022 году. Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов на заседании правительства 15 сентября 2020 назвал место строительства завода — город Сарань. «Реализация проекта позволит обеспечить потребности казахстанского рынка в современной шинной продукции, а также увеличить локализацию автомобильного производства. Ввод в эксплуатацию новых производств придаст городу новую жизнь», - уверен министр.

По данным правительства Татарстана, в первом полугодии 2020 года Татнефть экспортировала в Казахстан шинную продукцию более чем на 1 млрд рублей.

Помощь в беде

Занимающий седьмое место в списке «Норильский никель» в 2018 сталкивался с казахстанскими предпринимателями как конкурент при покупке медного Баимского месторождения меди (тогда выиграл KAZ Minerals), да ещё на мини-футбольном поле — где силами мерились команды из Казахстана и «Норникель».

В 2020 казахстанская компания BSG Technology, специализирующаяся на очистке нефтяных отходов, помогала Норникелю в ликвидации последствий разлива дизельного топлива близ Норильска в мае этого года. Казахстанцы выиграли конкурс и участвуют во втором этапе — переработке собранных отходов. BSG Technology обещала отделить весь объем нефтепродуктов из отходов.

Напомним, во время катастрофического разлива нефти под Норильском в реки Далдыкан, Амбарную и озеро Пясино попало более 20 тыс. тонн топлива.

Кстати, футзальные связи также укрепились — переходом в российский клуб защитника сборной Казахстана Лео. В составе «Кайрата» Лео Жарагуа становился восьмикратным чемпионом Казахстана и пятикратным обладателем Кубка страны. В Заполярье бразилец отнюдь не замерз, и уже в сентябре 2020 помог своей новой команде впервые завоевать Кубок России.

Фосфор не светится, а удобряет

Производитель азотных и фосфорных удобрений «Еврохим» за год поднялся на 1 ступеньку (с 21 на 20 место). Компания присутствует в РК с 2008 года. В июле 2020 было подписано межправительственное соглашение о реализации проекта ОАО «Минерально-химическая компания «Еврохим» по строительству и эксплуатации завода по выпуску минеральных удобрений в Жамбылской области на 1200 рабочих мест общей стоимостью $1,2 млрд. Говорилось, что предприятие не будет производить отходы в виде фосфогипса, что повысит эффективность использования природных ресурсов и сохранит экологию региона.

При подписании соглашения на более низком уровне - между Министерством индустрии и инфраструктурного развития, акиматом Жамбылской области и АО «МХК «Еврохим» в декабре 2019 в Жанатасе сумма инвестиций уменьшилась до ровно $1 млрд, зато рабочие места увеличились до 2 тыс. Помимо выпуска 1 млн тонн высококачественных фосфорных и комплексных удобрений, предприятие должно производить 120 тыс. тонн хлорида кальция и не менее 400 тыс. тонн гипс-дигидрата в год для автодорожной, нефтегазодобывающей, строительной и сельскохозяйственной отраслей. Предприятие планировалось ввести в эксплуатацию в 2021 году.

В сентябре ходом строительства комбината интересовался аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев. Генеральный директор ТОО «ЕвроХим-Каратау» Дмитрий Валышев объяснил, что проект предполагает инвестиции в объеме $800 млн, а срок его реализации - 2021-2025 годы. Через несколько дней, 21 сентября, новостные агентства сообщили, что готовится к ратификации соглашение с Россией по заводу минеральных удобрений. «Проект предполагает освоение месторождений фосфоритового бассейна Каратау на юге Республики Казахстан и строительство нового завода по производству минеральных удобрений и индустриальных продуктов мощностью до 1 млн тонн, а также создание порядка 1200 новых рабочих мест. Объем инвестиций к настоящему времени составил порядка $270 млн, предстоит вложить еще ориентировочно $800 млн», — сказано в справочной информации к законопроекту по ратификации соглашения.

В период пандемии коронавируса компания «ЕвроХим» оказывала поддержку всем городам своего присутствия, в том числе в Сарысуский район Жамбылской области были переданы 4 портативных пульсоксиметра, 4 бесконтактных термометра, 200 респираторов, 200 экспресс-тестов на КВИ и 600 комплектов СИЗ.

Катится, катится голубой вагон

Лидер на российском рынке железнодорожной техники Трансмашхолдинг, освободив для Wildberries 40 место рейтинга, сам как по рельсам переехал на 30-е. «В 2019-м реализация продукции и услуг выросла на 26,8%. Продажи вагонов электропоездов увеличились более чем в 1,5 раза (с 394 до 622), вагонов метро — на 6,8% (с 648 до 692). Холдинг начал обеспечивать электропоездами «Иволга» проект «Московские центральные диаметры». Более чем в 2,5 раза выросли продажи двухэтажных пассажирских вагонов: с 65 до 154», - сказано в профайле группы.

Казахстанское АО «Пассажирские перевозки» 10 сентября 2020 заявило, что объявляет тендер по закупке 469 железнодорожных пассажирских вагонов и 26 вагонов-электростанций с поставкой до 2029 года. Сумма сделки неизвестна, но есть информация о прошлогоднем договоре финансового лизинга с АО «БРК-Лизинг» на 37,9 млрд тенге. По словам генерального директора АО «Пассажирские перевозки Питера Штурма, планируется, что большая часть приобретаемых вагонов будет собрана на заводе «Тулпар» в Нур-Султане.

Ранее предполагалось, что завод будет собирать испанские вагоны «Тальго», однако осенью прошлого года стало известно, что право стать партнером «скакуна» перешло к входящему в состав ЗАО «Трансмашхолдинг» Тверскому вагоностроительному заводу. В 2019 этот завод отправил в Казахстан 63 вагона.

В июне 2020 стало известно, то КТЖ передала завод «Тулпар» в управление Трансмашхолдингу. Ранее холдинг планировал приобрести завод, но сделка отменилась. Предысторию вопроса напоминает сайт Inbusiness: «В сентябре 2018 года председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Канат Алпысбаев (на тот момент возглавлявший компанию) и гендиректор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа подписали договор о приобретении более 99% в уставном капитале ТОО «Тулпар-Тальго» и поставке в 2018-2026 годах 1,2 тыс. вагонов для АО «Пассажирские перевозки». Сумма сделки составила 23 млн евро. 4 февраля 2019 года между группой и АО «Трансмашхолдинг» заключено соглашение о расторжении договора купли-продажи 99,99926% доли участия в ТОО «Тулпар-Тальго». Затем «Тулпар» предлагался инвесторам из Китая, Украины и Швейцарии, но победила Тверь.

Автор  Татьяна Панченко

Источник forbes.kz