На уровень инфляции в Казахстане влияет изменение стоимости более чем пятисот товаров и услуг. Все из них могут дорожать и дешеветь по-разному. Какие наименования входят в этот список, сообщает nur.kz.
Инфляция в Казахстане измеряется индексом потребительских цен (ИПЦ), то есть средневзвешенным изменением цен в потребительской корзине товаров и услуг.
Например, в августе 2022 года ИПЦ к аналогичному периоду прошлого года составил 116,1%, а инфляция, то есть сам рост цен, соответственно, 16,1%.
Но эту цифру нельзя "примерять" к конкретным группам товаров и услуг. Стоимость всех из них изменяется по-разному и имеет разный вес, то есть влияние на общий уровень инфляции.
Структура потребительской корзины
Согласно отчету Бюро национальной статистики (БНС), потребительская корзина, стоимость которой определяет уровень инфляции, состоит из 508 товаров и услуг.
160 наименований из этого списка приходится на продовольственные товары (продукты питания). На уровень инфляции они влияют на 40,7%.
Значительно больше – 243 пункта – составляют непродовольственные товары. Но, учитывая уровень потребления домашними хозяйствами (семьями, проживающими в одном доме), их вес в расчете инфляции меньше, чем у продуктов питания – 30,2%.
И еще 105 наименований приходится на платные услуги. Несмотря на то, что их в два с половиной раза меньше, чем непродовольственных товаров, услуги влияют на уровень инфляции на 29,1%.
Инфографика: Бюро национальной статистики
Напомним, что продовольственные товары в августе за год подорожали на 20,8%, непродовольственные – на 15,5%, а платные услуги – на 10,1%.
Больше всего из обширного списка товаров и услуг выросли цены на сахар – плюс 97,5% за год.
Данные о стоимости более полутысячи влияющих на инфляцию наименований регистрируют в 10 037 торговых точках и местах оказания услуг, которые располагаются в 85 населенных пунктах Казахстана.
Какие товары и услуги входят в расчет инфляции
Входящие в структуру ИПЦ продукты питания, непродовольственные товары и услуги также делятся на 12 групп:
- продукты питания и безалкогольные напитки (вес в структуре ИПЦ – 38,8%) – более ста продовольственных товаров. Причем, это могут быть не только популярные продукты питания, например, входящие в расчет прожиточного минимума или в список социально значимых. Наибольший вес в расчете инфляции имеет говядина (1,79%) и мясной фарш (1,62%);
- жилищные услуги (14,6%) – съем благоустроенной жилой недвижимости, оплата "коммуналки", топливо для дома и товары для ремонта. Самый большой вес в расчете инфляции среди всех товаров и услуг имеют два пункта этой группы – аренда жилья (2,78%) и электроэнергия (2,41%). В десятку также входит каменный уголь (1,34%) и центральное отопление (1,3%);
- одежда и обувь (10,1%) – более 80 соответствующих товаров, включая головные уборы, аксессуары, ткани и так далее; транспорт (7,6%) – новые и подержанные автомобили, самокаты, велосипеды, автомобильные аксессуары, проезд городским автобусом (1,68% в структуре ИПЦ), техобслуживание, билеты на поезд и самолет и так далее. Сюда также входит топливо, причем бензин АИ-92 имеет третий по значимости вес – 2,15%;
Инфографика: Бюро национальной статистики
- здравоохранение (5,8%) – услуги медучреждений, лекарства и медицинские изделия;
- предметы домашнего обихода (5,3%) – бытовая техника, мебель, домашний текстиль, посуда, инструменты и услуги по обслуживанию жилья;
- связь (4,3%) – услуги сотовой связи (1,82% в структуре ИПЦ), интернет и телевидение, курьерские услуги. Сюда также входят цены на смартфоны и телефонные аппараты;
- отдых и культура (2%) – телевизоры и фотоаппараты, услуги спортивных секций и кружков по интересам, игрушки, заграничные туры, товары для творчества, музыкальные инструменты, билеты в театр и так далее;
- образование (1,93%) – обучение в высших и средних учебных заведениях, в частных школах и детских садах, центрах развития и на различных курсах;
- алкогольные напитки и табачные изделия (1,9%);
- рестораны и гостиницы (0,74%) – обеды в столовых и ресторанах, чай и кофе в кафе, фастфуд и проживание в гостинице;
- разные товары и услуги (6,9%) – еще около 40 товаров и услуг, которые не вошли в предыдущие группы. Сюда, к примеру, относятся стрижки, часы, некоторые средства гигиены и так далее.
При увеличении или уменьшении средней стоимости хотя бы одного из входящих в структуру индекса потребительских цен наименований, это повлияет на изменение инфляции соответственно определенному для него весу.
То есть, чем больше вес товара или услуги, тем сильнее их стоимость влияет на общий уровень инфляции.
Между тем в отчете БНС также указано, что августовский уровень ИПЦ самый высокий за последние четыре года. Самый низкий в этот период был зафиксирован в феврале 2019 года – 4,8%, а накопительная инфляция с 31 августа 2018 года составила 42,5%.
Автор Екатерина Сохарева
Источник nur.kz