Tesla (TSLA) – американский производитель электромобилей с капитализацией около $42 млрд.
Акции TSLA лихорадит на фоне потока противоречивых новостей. В считаные дни бумаги способны делать по 15-20% как вверх, так и вниз. Формально ситуацию последних двух лет можно назвать широким торговым диапазоном, но амплитуда колебаний поражает.
С начала года Tesla потеряла 25% рыночной стоимости, в мае акции вывалились за пределы затяжного боковика. Стоит ли инвестировать в бумаги или лучше сыграть на падении? В данном обзоре будет представлен ответ на этот вопрос.
Финансовые показатели
Несмотря на формально привлекательный бизнес и высокие перспективы рынка электромобилей, компания вышла на прибыльный уровень лишь в III квартале 2018 г. По итогам года был зафиксирован убыток в $1,1 млрд, что в 2 раза ниже, чем годом ранее. По итогам каждого отчетного периода 2019 г. Tesla обещала зарабатывать прибыль.
Позитив был недолгим, опубликованная в конце апреля отчетность разочаровала инвесторов, результаты оказались хуже консенсус-оценок аналитиков, котировки акций отреагировали снижением. В I квартале Tesla вернулась на убыточный уровень, потери составили $702,1 млн. Согласно заявлению тор-менеджмента предприятия, возвращение на прибыльный уровень ожидается лишь в III квартале 2019 г.
Динамика квартальной чистой прибыли, млн долл.
Здесь и далее источник Reuters
Выручка компании по итогам I квартала выросла на 33% относительно аналогичного периода годом ранее, до $4,5 млрд. Проблема в том, что в рекордном IV квартале продажи составили $7,2 млрд, так что устойчивый растущий тренд был прерван. Одно из объяснений – истекавшие налоговые кредиты спровоцировали повышенные продажи в конце года, за этим последовал провал. Действительно, серьезно пострадал американский сегмент, на который приходится 51% выручки.
Динамика квартальной выручки, млн долл.
Падение поставок и недавнее снижение цен на электрокары негативно повлияло на квартальную прибыль компании. Tesla поставила лишь 50,9 тыс. седанов Model 3, что не соответствует оценкам аналитиков, ожидавших порядка 58,9 тыс. Всего же поставки составили около 63 тыс. авто, что также заметно ниже консенсуса, предполагавшего около 80 тыс., и на 31% ниже показателей IV квартала.
Динамика поставок электромобилей Tesla, в единицах
Общий объем производства упал почти на 11% по сравнению с IV кварталом, до 77,1 тыс. электромобилей. Производство опережает продажи. Отчасти это связано с запуском продаж в Европе и Китае. Тут возникли логистические проблемы. По словам Илона Маска, более половины поставок I квартала пришлось на последние 10 дней отчетного периода. Как результат, запасы относительно аналогичного периода прошлого года взлетели на 49,5%, а коэффициент оборачиваемости запасов (продажи/ запасы) снизился. Тем не менее, компания подтвердила намерение поставить в 2019 г. от 360 тыс. до 400 тыс. электромобилей. На II квартал запланирована поставка не менее 90 тыс. единиц. Однако слабые апрельские продажи ставят планы Илона Маска под вопрос.
Динамика коэффициента оборачиваемости запасов
Свободные денежные потоки (FCF, операционный поток минус капзатраты) вновь вернулись на отрицательный уровень. В минувшем квартале FCF составил минус $944,8 млн. Оттоки произошли и в операционном, и в инвестиционном сегменте (капзатраты). Запас «кэша» и эквивалентов на балансе предприятия составляет «лишь» $2,2 млрд при общем объеме активов в $28,9 млрд. Tesla активно сжигает наличность.
Динамика квартального FCF, млн долл.
При этом долговая нагрузка чрезмерно высока – соотношение долг/ собственный капитал составляет 243% (при условной пограничной отметке в 70% и медиане по группе конкурентов в 163%). В I квартале компания привлекла $1,5 млрд долга, но сократила предыдущие обязательства на $2,2 млрд, в том числе погасила $920 млн конвертируемых бондов. На рынке торгуется $7,2 млрд облигаций Tesla. 1 ноября предстоит погашение еще $566 млн бондов. Долгосрочный кредитный рейтинг Tesla от S&P находится на уровне B- с негативным прогнозом. Любые панические настроения могут привести к взлету доходностей, затруднив рефинансирование долга.
График доходности к погашению облигаций TSLA 1.250 01-Mar-2021 CVT
Компания не выплачивает дивиденды и не реализует программы buyback. В ее среднесрочные планы это пока не входит. Тут не чему удивляться, ведь Tesla – это все еще условная история «роста», а не «дохода». В начале мая компания привлекла $2,7 млрд путем допэмиссии акций и размещения конвертируемых облигаций. В перспективе нельзя исключать новых шагов по привлечению денежных средств, которые бизнес пока не генерирует на постоянной основе. Допэмиссии являются негативным фактором для котировок, так как размывают акционерный капитал.
Вывод 1: Tesla снова убыточна, а обещания Илона Маска вызывают сомнения. Проблемы в не слишком эффективном производстве, недостаточном эффекте масштабирования, затруднениях в процессе логистики. Наблюдается высокая себестоимость продукции, а также существенные выплаты процентов по долгу. Компания сжигает «кэш», что является ее ключевой проблемой.
Сравнительная оценка
Согласно рыночным мультипликаторам, «дороговизна» Tesla в сравнении с сопоставимыми компаниями очевидна. Мультипликатор P/E так и вообще отсутствует ввиду убытков прошлого года. Мультипликатор EV/EBITDA равен 29 при медиане в 6 по группе аналогов.
Показатель EV/Sales (стоимость предприятия с учетом долга/ продажи) равен 2,3 при медиане в 1 по группе конкурентов. Премия TSLA относительно медианы потихоньку сужается, но все равно выглядит чрезмерной.
Динамика соотношения (EV/Sales) / медиана по группе сопоставимых компаний
Форвардные мультипликаторы (с учетом прогноза по доходам на 12 мес. от Reuters) дают схожую картину. Формальная переоценка видна невооруженным взглядом.
Для подтверждения справедливости выводов посмотрим на финансовые показатели компании. В этом плане картина еще более очевидна – метрики с учетом ситуации за прошлый год слабы. Рентабельность собственного капитала (ROE, чистая прибыль/ собственный капитал) и маржа операционной прибыли по итогам 2018 г. отрицательны при уже упомянутой высокой долговой нагрузке. Сильна неопределенность. Ожидания по долгосрочному приросту прибыли на акцию в терминале Reuters отсутствуют, консенсус аналитиков по этому вопросу не сформирован.
Вывод 2: в целом наблюдается заметная «дороговизна» по мультипликаторам, а финансовые метрики Tesla пока еще страдают. В сравнении с сопоставимым ми компаниями ее самым лучшим выбором не назовешь.
Риски
• Tesla вновь убыточна. Присутствует значительная доля неопределенности, а производственные процессы предприятия особенно эффективными не назовешь. Компания не раз нарушала обещания. Те же 5 000 Model 3 в неделю были запланированы Илоном Маском еще на конец 2017 г., действительностью планы стали лишь к середине прошлого года. Аналогично нарушались обещания и по выходу на прибыльный уровень. Теперь под сомнения можно поставить планы по поставкам электромобилей на II квартал и весь 2019 г.
• Сильная конкуренция в индустрии. «На пятки» Tesla наступают такие гиганты авторынка, как General Motors, Volkswagen и пр., активно инвестирующие в разработки собственных гибридных и электромобилей.
• Высокая долговая нагрузка при слабых финансовых показателях. Tesla сжигает «кэш», что ставит под сомнение ее финансовую устойчивость. В случае появления негативных триггеров возможен взлет доходностей облигаций Tesla, что затруднит рефинансирование и привлечение долга. Нового этапа привлечения акционерного капитала в полной мере исключать нельзя. При этом майская допэмиссия происходила на максимумах, а на среднесрочных минимумах.
• Репутационные риски. В 2018 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам США проводила расследования относительно «фейковых» твитов Илона Маска. Согласно досудебной договоренности, Маск остался руководителем компании Tesla, однако, не может занимать пост председателя совета директоров три года. Теперь компания находится «под прицелом» регуляторов, а заявления ее топ-менеджмента могут внушать сомнения.
Позитивные факторы
• Долгосрочные перспективы индустрии. Согласно оценкам Bloomberg NEF, к 2040 г. 55% проданных автомобилей и 33% всего «флота» будет электрокарами. Некоторые страны, включая Данию, Великобританию, Францию, на законодательном уровне обсуждают запрет на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2030-2040 гг.
• Инициативы в области беспилотников. В конце апреля Tesla сообщила о планах по развитию технологии самоуправляемых электромобилей. В каждый из электрокаров Tesla будет внедрено программное обеспечение, которое позволит отслеживать и анализировать поведение водителей. Илон Маск пообещал, что к концу 2020 г. компания будет иметь целый «флот» электротакси-беспилотников.
• Согласно данным опросов, потребители отмечают высокое качество электромобилей Tesla. В техническом плане модели компании пока опережают новинки от Audi и Volkswagen. Стоит отметить высокое качество аккумуляторов Tesla, производство которых является одним из направлений бизнеса компании.
Покупать или продавать акции?
Медианный таргет аналитиков на 12 мес. составляет $263 при текущей котировке в $232 (первая половина торгов США, 14.05.2019). В теории наблюдается дисконт к средней оценке фундаментальной стоимости, однако, с учетом волатильности TSLA он минимальный. При этом таргеты за последние пару месяцев имеют широкий разброс от $200 до $300.
Ранее в качестве долгосрочной цели по бумагам ранее я обозначала $220. Думаю, бумаги еще протестируют эту отметку. Пока ближайшее сопротивление по TSLA - $240-250. Бумаги вышли вниз из затяжного торгового диапазона. В дальнейшем не исключаю новой волны снижения. Сильная поддержка по акциям находится в районе $180. Отмечу, что в случае ухода бумаг ниже $200 могут начаться спекуляции о возможных инвестициях в компанию со стороны крупных корпораций или фондов.
Источник: Bcs-express.ru