Финансовый консультант Майкл Крумгольц рассуждает о том, что мы боимся потерь гораздо больше, чем любим выигрыши.
Боязнь потерять деньги может стоить вам дорого. Страх потери денег обычно вдвое сильнее, чем удовольствие от их получения. Попробуем объяснить, почему это проблема и что можно с ней поделать.
Представьте себе, что вы получили $1000 и стоите перед выбором:
А: Вы гарантированно выиграете еще $500.
Б: Вы можете подбросить монету, если выпадет решка — вы получите еще $1000, если орел — ничего.
Что вы выберете?
Теперь представьте, что вы получили $2000 и выбираете из следующих двух вариантов:
А: Вы гарантированно потеряете $500.
Б: Вы можете подбросить монету, если выпадет решка — вы лишитесь $1000, если орел — ничего.
Что вы выберете?
Большинство людей (возможно, и вы тоже) выберут А в первом сценарии и B во втором. Выбрав вариант А, вы в обоих случаях будете знать, получите вы прибыль или убыток, и $1500. При выборе вариантов B вы можете остаться либо с $1000, либо с $2000.
Но подумайте вот о чем: выбирая А в первом случае и B — во втором, вы склоняетесь к более консервативной стратегии, если можете уверенно зафиксировать прибыль и к более рискованной — если можете избежать потери.
Мысль о гарантированной потере $500 настолько болезненна, что вы предпочли бы рисковать $1000, чтобы избежать гарантированной потери. Или же мысль о потере $500 в обмен на шанс получить $1000 в первом сценарии столь дискомфортна, что заставляет выбирать 100-процентный вариант.
Вот как эти страхи отражаются на финансовых решениях. Если вы потеряли много денег на фондовом рынке, появляется соблазн увеличить ставки в надежде отыграть потери. Если вы заработали деньги, вы скорее зафиксируете прибыль, даже маленькую.
Теория перспективы учит нас, что боль потери оказывается важнее, чем награда за выигрыш. Людей больше трогает сам по себе выигрыш или проигрыш, чем то, как они в итоге отражаются на их балансе.
Если у вас есть 1 млн долларов и вы потеряли 100 тыс., ваша боль будет вдвое сильнее, чем радость от получения 100 тыс. долларов. Вам нравится мысль о получении $500 или $1000, но только потому, что вам нравится выигрывать и не нравится проигрывать. Вы не любите терять примерно в 1,5−2,5 раза больше, чем любите выигрывать. Это объясняет, почему в случае непростого выбора, например, между гарантированным проигрышем и большей, но лишь вероятной потерей, большинство пойдет на больший риск.
Является ли неприятие убытков чем-то плохим? Не всегда. Возьмите сбережения на старость для людей пенсионного возраста. жизни для тех, кто на пенсии или близких к выходу на пенсию. Лучше предохранять такие активы от падения, чем пытаться заработать на них побольше. Однако и сверхчувствительность к потерям может иметь негативные последствия — например, в виде панических продаж. Пострадавшие хотят прекратить терпеть убытки. Они не всегда понимают масштаб потерь, которые они понесут после восстановления рынков, и прячут деньги под матрас.
По словам профессора финансов Неджата Сейхуна из Мичиганского университета, если бы вы пропустили всего 90 лучших торговых дней на фондовом рынке с 1963 по 2004 год, средняя годовая доходность вашего портфеля упала бы с 11% до 3%. За этот период прошло 10 573 торговых дней. Если бы вы пропустили 90, или около 0,85% дней, вложение $1000 принесло бы всего $3200, а не $74000.
Есть еще одна ловушка. Стремление избежать потерь заставляет инвесторов держать в портфеле дешевеющие активы дольше, чем следовало бы. Согласно исследованию Терренса Одеана и Брэда Барбера из Калифорнии, изучивших результаты торгов по 10 тыс. брокерских счетов с 1987 по 1993 год, инвесторы скорее продадут подорожавшие акции, чем подешевевшие.
Большинство людей скорее готовы зафиксировать гарантированную прибыль, например от продажи подорожавшей акции, чем фиксировать верную потерю от продажи подешевевшего актива, даже если по каким-то причинам есть больше смысла в том, чтобы продавать подешевевшие акции и держать подорожавшие. Перспектива продажи убыточного актива заставляет инвесторов держать его в надежде, что если ждать достаточно долго, он все же вырастет. И потом, пока они не продают, убытки остаются на бумаге.
Советую вам подумать вот о чем. Допустим, вы более чувствительны к потере денег, чем вы думаете. Тогда диверсифицируйте активы не только по видам но и по срокам. Решите, когда вам нужно будет фиксировать результат. Чем больше времени у вас есть до того, как вам потребуются деньги, тем больший риск вы сможете принять и тем больше капитала вложить в акции.
Главное, убедитесь, что деньги будут под рукой тогда, когда они вам потребуются. Если вскоре вы планируете оплатить обучение в вузе, купить жилье или отправиться в путешествие, ваш портфель и ваша стратегия должны служить этой потребности.
И у сбережений на эти цели будут одни характеристики, а у долгосрочных сбережений — совсем другие. Подход, при котором основным фактором при формировании портфеля является срок инвестиций, называется Portfolio Mapping.
Portfolio Mapping позволяет определить ваши цели и задачи собственно инвестирования для различных частей вашего портфеля и затем следить за тем, насколько ваш портфель соответствует вашим целям. Что это значит для инвестора? Действительно успешные инвесторы вместо того, чтобы ненавидеть потери и любить прибыль, разрабатывают план, который позволяет получать деньги тогда, когда они необходимы.
Автор Марина Муратова
Источник ru.ihodl.com