Предприниматели задаются вопросом, кто виноват в сложившейся ситуации и просят власти о помощи.
Армия в 200 тысяч безработных
Очередные весенние карантинные ограничения в южной столице становятся настоящей гильотиной для бизнесменов в сфере общественного питания, торговли и коммерческой недвижимости. Об их введении в предпринимательской среде много говорили и даже обсуждали реальные сроки, но в это верилось с трудом. Поскольку теплилась надежда на то, что официальные органы и представители власти осознают, в какой трудной ситуации находятся представители рынка. Однако два постановления главного санитарного врача Алматы Жандарбека Бекшина об ужесточении карантинных мер (с 21 марта по 12 апреля) убедили бизнес-сообщество в обратном.
Главное отличие от подобных ограничений прошлого года - у бизнесменов попросту закончилась финансовая подушка и иссякли все возможные резервы. Многие владельцы предприятий для удержания собственного дела на плаву набрали кредитов, а имущество, в том числе жилье, по большой части также заложено в банках. У многих накопились долги по зарплате перед работниками, поставщиками, арендаторами, фискальными органами... А самое главное - в этом коронавирусном тоннеле они не видят света. Если в прошлом году в локдаун бизнесмены входили с уверенностью в том, что они справятся с очередным кризисом (мало ли их было на нашей памяти), то сегодня предприниматели видят, что они оставлены государством с собственными проблемами один на один.
По словам владелицы сети столовых Qaganat Чинары Бугимбаевой, только за первую неделю локдауна потери предприятия составили около 70%.
- В нашей алматинской сети числится 21 заведение, в которых трудится 820 человек. С 21 марта мы должны были заплатить 42 млн тенге налогов, 21,5 млн тенге аванса сотрудникам, 28 млн тенге за аренду и 94 млн тенге поставщикам. Сейчас столовые работают только навынос. В такой ситуации справиться со всеми обязательствами попросту невозможно. В результате в вынужденные отпуска без содержания ушли 483 сотрудника. Нам пришлось на это пойти, потому что нет иного выхода. А ведь многие из них имеют ипотечные и потребительские кредиты, многим нужно платить за аренду жилья; в конце концов, людям нужно на что-то купить еду. По сути и мы и наши работники брошены на произвол судьбы: выживайте как хотите, - рассказала Чинара Бугимбаева.
В пятницу, 26 марта, обозреватель Forbes.kz побывал на встрече бизнесменов - владельцев заведений общественного питания. Все без исключения критиковали решения чиновников о запрете полноценной деятельности, а возможность работы на доставку назвали фикцией, которая позволяет чиновникам переложить свою ответственность на их плечи, мол, мы же вам не запрещаем полностью работать.
Как считают предприниматели, поскольку произошел срыв кампании по массовой вакцинации населения и власти вводят ограничения, которые не позволяют предприятиям работать, правительство или местная администрация должны предусмотреть конкретные инструменты поддержки бизнеса. Безработная 200-тысячная армия работников общественного питания только в Алматы может предельно накалить обстановку в обществе.
- А такими темпами все они в скором времени окажутся на улице. Потому что у нас скоро не будет выбора, - оказались солидарны в этом мнении представители бизнеса.
Риск увеличения черного рынка кредитования
Эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Айман Жусупова также считает, что пандемия коронавируса и растущая безработица сказались на значительной части населения. При этом официальные показатели безработицы в стране вряд ли соответствуют реальности - далеко не каждый потерявший работу гражданин встает на официальный учет.
- Безусловно, пандемия коронавируса отразилась на том, что острота финансовых проблем, волновавших граждан страны, усугубилась и стала восприниматься гораздо болезненнее, особенно с учетом снижения доходов населения. В период локдауна в поддержке государства нуждались (и обратились за помощью) больше половины трудоспособного населения Казахстана. Показательно, что в исследованиях 2020 года наиболее приоритетными задачами для государства на ближайшую перспективу граждане отмечали рост благосостояния населения, а также обеспечение качественного медицинского обслуживания, создание рабочих мест, трудоустройство молодежи и решение жилищных вопросов, - отметила Айман Жусупова.
По ее словам, усугубляется проблема роста закредитованности населения: люди уже не могут рассчитываться с займами и все более погружаются в долги в связи с отсутствием или резким снижением доходов.
- Зачастую должники в силу неспособности погасить имеющиеся кредитные задолженности берут новые кредиты. В условиях отсутствия роста доходов подобная ситуация чревата резким ускорением массы неплатежей, валом не только личных банкротств, но и банковским крахом. При этом закредитованность населения кардинально не снизится даже после резкого роста требований к заемщикам. Напротив, в этой ситуации вероятен быстрый подъем черного рынка кредитования, несущего в себе угрозы непрозрачной долговой нагрузки, преступности и социальной напряженности. В этом контексте необходимо не ограничивать доступ населения к кредитам, а решать проблемы недостатка доходов граждан – одной из реальных причин закредитованности, - добавила эксперт.
Чего хочет общепит
Как считает советник председателя Ассоциации общественного питания РК Вероника Нурпеисова, предприятия в этом секторе экономики поставлены на грань выживания.
Товарооборот в заведениях за день снизился на 80- 90%, что приводит к ежедневному увеличению кассового разрыва, заработная плата сотрудников, работающих по заказам доставки, сокращена в несколько раз, а убытки предприятий составляют от 8 до 19 млн тенге. При этом частные арендодатели отказываются снижать стоимость арендной платы и тем более приостановить платежи за аренду на карантинный период.
- С момента введения пандемии количество предприятий в сфере общественного питания в стране уменьшилось в 3 раза, с 95 до 27 тысяч, т.е. порядка 58 000 кафе, столовых, ресторанов, ночных клубов и так далее не смогли возобновить свою деятельность. Опрос членов ассоциации показал, что 9 из 10 рестораторов вынуждены пойти на полное закрытие бизнеса. Поскольку наша сфера относится к числу наиболее пострадавших во время пандемии, становится очевидным, что необходимо дополнительно оказывать поддержку представителям этого сектора экономики, чтобы помочь предприятиям попросту выжить. Мы просим предоставить дополнительные льготы малому и среднему бизнесу в сфере общественного питания. Необходимо рассмотреть возможность предоставления предпринимателям льготного периода по оплате налоговых отчислений, предусмотреть возможность предоставления льготного периода либо снижении процентной ставки по кредитам физических лиц – работников, занятых в сфере общественного питания, - предложила Вероника Нурпеисова.
Также в качестве меры поддержки МСБ в сфере общепита (на период карантинных ограничений), ассоциация просит государственные органы рассмотреть возможность введения субсидий на возвратной основе для предприятий общественного питания по следующей схеме:
- государство оплачивает арендные платежи напрямую арендодателю;
- государство оплачивает коммунальные платежи напрямую коммунальным службам;
- государство оплачивает фонд оплаты труда работодателю (полностью или частично);
- госорганы ускоряют внедрение системы Ashyq в работу общественного питания. Эта программа нужна для сохранения оставшихся 30% рынка общественного питания в РК и для возобновления 40% не работающего бизнеса;
- во избежание повторного введения жестких карантинных мер ассоциация предлагает в срочном порядке увеличить кампанию по вакцинации населения с внедрением «зеленых паспортов граждан».
Для помощи МСБ требуется 2 млрд тенге ежедневно
Основатель группы компаний Uchet.kz, председатель регионального совета палаты предпринимателей Алматы Максим Барышев называет ситуацию с текущими ограничениями в сфере торговли и общепита катастрофическими.
К настоящему моменту начинают банкротиться те бизнесы, которые были на грани в прошлом году, но как-то откладывали свое закрытие в надежде на то, что ситуация исправится. Сегодня владельцы торговых точек, а также кафе, ресторанов, баров и так далее видят, что выгоднее приостановить свою деятельность, потому что реальной поддержки от государства они не ощущают. Многие находятся в отчаянном положении. Я лично знаком с несколькими предпринимателями, которые уже решились на это. По моим данным, 25% точек общепита сегодня готовы к тому, чтобы закрыться. Из-за текущего карантина у HoReCa объем выручки упал на 90%. Те ограничения, которые сегодня есть, только усугубляют положение. Бизнесу и без того непросто. Мы все знаем, с какими трудностями сталкивается бизнес: выплата кредитов банкам и зарплат работникам, плата за аренду, контрактные обязательства перед поставщиками и так далее. Плюс не стоит забывать, что 10 апреля истекает срок уплаты КПН. Уверен, что ряд предпринимателей рассчитывали, что с мартовской выручки они выплатят налоги. Теперь все это под вопросом. Подобные ограничения все больше загоняют бизнесменов в угол. Мы добиваем малый бизнес, вгоняем его во все большие долги, - объяснил Максим Барышев.
По его словам, из-за текущих ограничений в Алматы не могут работать около 250 000 человек.
Для преодоления кризиса в сфере торговли и общепита Максим Барышев предложил принять несколько мер по реальной поддержке МСБ пострадавших отраслей экономики:
- выплачивать зарплату работникам пострадавших секторов за период, на который остановлена их деятельность, посредством данных из ФНО 200, договоров, имеющихся в базе на enbek.kz;
- предоставить отсрочки по кредитам гражданам, задействованным в пострадавших отраслях;
- компенсировать потери владельцам коммерческой недвижимости, чьи объекты были закрыты на конкретный период, посредством данных из ФНО 100, ФНО 300, ЭСФ, зарегистрированных договоров в Минюсте;
- предоставить налоговые отсрочки предприятиям из пострадавших секторов;
- упростить и ускорить получение льготных кредитов по госпрограммам. Необходимо четко сформулировать сроки и регламент получения льготных займов.
По предварительным расчетам, для выполнения всех этих мер потребуется 2 млрд тенге из бюджета Алматы на каждый день простоя. Безусловно, это потребует привлечения средств из республиканского бюджета.
Также собеседник предложил пересмотреть статистику расчета заболевших коронавирусом.
- В Алматы имеется проблема с некорректной статистикой по выявлению зараженных COVID-19. В частности, лаборатории города ежедневно имеют возможность проводить до 25 тысяч ПЦР-тестов и ежедневно обледуют жителей не только Алматы, но и Алматинской области. При этом заболевшие, выявляемые алматинскими лабораториями, входят в статистику города, что в итоге влияет на более жесткие меры карантина. Просим откорректировать процедуру учета больных, - добавил Максим Барышев.
Автор Дамир Серикпаев
Источник forbes.kz