21 мая на саммите ЕАЭС был утвержден перечень мер по унификации селекции сельскохозяйственных растений и семеноводства. Это решение стало вторым шагом в развитии агропромышленного комплекса стран Союза, ведь единый подход к селекции в животноводстве в евразийских странах уже принят. О том, какие договоренности в этой сфере существуют между странами ЕАЭС и какую выгоду для отрасли несет унификация селекционно-племенных работ, читайте в статье экономического обозревателя «Евразия.Эксперт» Ирины Смирновой.
6 мая в ЕАЭС вступило в силу Соглашение о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными. Документ был подписан государствами ЕАЭС в октябре 2019 г. Одновременно вступают в силу шесть актов Евразийской экономической комиссии, принятые в 2020-2021 гг. и необходимые для реализации соглашения. Они регулируют основные процессы производства племенной продукции, среди которых – оценка племенной ценности животных, молекулярная генетическая экспертиза племенной продукции, определение породы (породности) племенных животных, апробация новых пород, типов, линий и кроссов сельскохозяйственных животных.
Кроме того, в рамках соглашения утвержден Состав сведений о племенных животных и селекционных достижениях, подлежащих обмену между государствами Союза, а также Порядок координации и аналитического обеспечения селекционно-племенной работы в области племенного животноводства, проводимой в государствах-членах ЕАЭС. Порядок устанавливает правила взаимодействия государственных органов, научно-исследовательских организаций, лабораторий, племенных хозяйств и других субъектов племенного животноводства для координации и аналитического обеспечения селекционно-племенной работы в ЕАЭС. Определен и перечень организаций, которые будут заниматься этой аналитической работой.
«Селекционный» вопрос
Вопрос племенной селекции весьма актуален для стран ЕАЭС. Даже при том, что некоторые виды животноводства являются традиционными, ситуация обстоит не лучшим образом.
Объемы производства, качество и конкурентоспособность животноводческой продукции в современных условиях напрямую зависят от использования интенсивных промышленных технологий и племенной продукции с высоким генетическим потенциалом. Часть такой продукции предприятия стран Евразийского экономического союза до сих пор вынуждены импортировать. Так, в период с 2015 по 2019 гг. на территорию ЕАЭС было ввезено племенного материала на сумму около $2,5 млрд. 57% из этого объема приходится на птицеводческий сегмент, 34% – на крупный рогатый скот.
Ситуация осложняется общим положением в некоторых направлениях скотоводства – например, коневодстве. Как отметил в октябре 2020 г. руководитель Республиканской палаты Казахстана по заводским породам лошадей Талгат Жайсанбаев, сегодня в Казахстане нет ни одного вуза, выпускающего специалистов по направлению «коневодство». Есть острая потребность в поддержке отрасли, которая на сегодняшний день испытывает трудности.
«Когда-то была госпрограмма «Тулпар» при Минсельхозе, направленная на дотирование мясного коневодства, да и та уже свернута. Единственная культурная порода Казахстана – костанайская верховая лошадь – почти уничтожена… При том, что коневодство является традиционным для Казахстана», – подчеркнул Жайсанбаев. Он отметил, что благодаря поддержке акимата Алматы удалось добиться увеличения поголовья казахстанских лошадей и улучшения их качества. Но это работа, которая требует системности и серьезной государственной поддержки.
В последнее время поголовье этих животных сокращается и в Беларуси – ежегодно на 11–14 %. Для поддержания их численности работают 18 племенных сельскохозяйственных предприятий, главная цель которых – «совершенствование хозяйственнополезных признаков пород и обеспечение потребностей страны в лошадях хорошего качества». Занимаются селекцией и разведением лошадей и частные хозяйства, но их общий объем невелик.
Российский опыт
В России для развития генетики и селекции разработана Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. Она призвана обеспечить стабильный рост производства сельскохозяйственных товаров, полученных за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции, технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.
Ряд подпрограмм в документе направлены на развитие животноводства. Так, подпрограмма «Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров», утвержденная Постановлением Правительства 28 мая 2020 г., направлена на создание кросса мясных кур, отличающихся высокой продуктивностью и жизнеспособностью, на основе применения новых высокотехнологичных отечественных разработок, включающих в себя элементы полного комплексного научно-технологического цикла. В результате доля мяса бройлеров отечественной селекции к 2025 г. должна достигнуть 15%.
Подпрограмма «Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота специализированных мясных пород» должна обеспечить стабильный рост объемов производства в мясном скотоводстве за счет современных технологий в области генетики, селекции и племенного дела, что повлечет за собой снижение импорта и рост экспорта. Благодаря этой работе к 2025 г. прогнозируется рост поголовья специализированного мясного скота в России на 150 тыс. голов (+7%).
Перспективы сотрудничества
Соглашение о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках ЕАЭС, позволит консолидировать усилия по организации племенного дела в рамках Союза, наладить обмен информацией, базами данных и опытом.
«Принятый документ позволит обеспечить эффективную работу стран Союза по развитию племенного животноводства, реализации перспективных направлений сотрудничества и внедрения в племенное животноводство государств-членов инновационных технологий, в том числе геномной селекции», – отметил министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян.
Геномная селекция – технология, позволяющая улучшить генофонд популяций сельскохозяйственных животных, используя информацию о ДНК-маркерах. Сейчас в странах ЕАЭС оценка племенной ценности крупного рогатого скота и возможности его дальнейшего использования в селекционном процессе главным образом проводится традиционным методом – по качеству потомства. При этом бо́льшая часть племенных животных после продолжительного периода выращивания и обслуживания выбраковывается, формируя для сельхозпредприятий значительные экономические издержки.
Как считает председатель совета директоров российского селекционно-гибридного центра «Топ Ген» Антон Пермяков, геномная селекция увеличивает точность и скорость отбора племенных животных, что, в свою очередь, приводит к интенсификации генетического прогресса в целом. Наиболее актуально ее применение в скотоводстве, в котором, по сравнению с другими отраслями, в силу более продолжительного интервала между поколениями и низкого многоплодия классический метод селекции является менее эффективным.
«Для эффективного использования геномной селекции необходимы массивные референтные базы ДНК данных, накопление которых – отдельная колоссальная работа, требующая материальных, временных и научных ресурсов. И пока далеко не каждый может себе это позволить, но иначе это не работает», – отметил Пермяков.
Использование методов геномной селекции в странах ЕАЭС уже набирает обороты. Наиболее активно их внедрением занимаются Беларусь, Казахстан и Россия. Так, в Беларуси одним из основных центров изучения данной тематики является лаборатория ДНК-технологий Гродненского государственного аграрного университета. В Казахстане – Казахский научно-исследовательский институт животноводства и кормопроизводства. В России – Федеральный исследовательский центр животноводства им. Л.К. Эрнста, Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела, компания «Мой ген» (Научный парк МГУ, г. Москва), лаборатория генетики агрохолдинга «Мираторг» (Московская область, г. Домодедово), «Агроплем» (Москва, ИЦ «Сколково») и другие. Эти организации ведут работу по созданию референтных популяций и оказывают услуги по геномной оценке племенной ценности скота сторонним компаниям.
Преимущества совместной работы
По подсчетам Евразийской экономической комиссии, организация геномной селекции на системной основе в масштабах ЕАЭС только в молочном скотоводстве позволит обеспечить повышение эффекта селекции по молочной продуктивности в пять раз – с 40 до 200 кг в год, а издержки на проведение оценки и содержание быков-производителей сократить в четыре раза.
После вступления документа в силу уполномоченные органы государств Союза в сфере племенного животноводства в рамках общего процесса (а до введения его в действие − на бумажных носителях или в электронном виде) будут обмениваться сведениями о перемещаемых между странами ЕАЭС племенных животных, а также существующих в государствах-членах селекционных достижениях. По мнению экспертов, решение Коллегии окажет положительное влияние на развитие селекционной работы и торговли племенной продукцией в странах Евразийского экономического союза.
Источник stanradar.com