Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству, нацкомпаниям и бизнесменам проработать вопрос создания специального фонда поддержки молодежных стартапов, передает Kapital.kz.

Президент Нурсултан Назарбаев поручил увеличить грантовое финансирование научных исследований на три миллиарда тенге ежегодно, заявив, что молодые ученые-студенты составят будущую элиту Казахстана, передает Tengrinews.kz.

По словам Каната Бозумбаева, стране необходимо избавиться от профицита, так как это может создать «проблемы по выпуску других продуктов»

Комитет гражданской авиации (КГА) Министерства индустрии и инфраструктурного развития подготовил пакет поправок в некоторые законодательные акты по вопросам транспорта. Примечательно, что данный законопроект вы не найдете на платформе “Открытые НПА” (нормативно-правовые акты), предназначенной для обнародования готовящихся изменений в той или иной сфере, если они не касаются каких-либо госсекретов. Но разве может быть тайной для общества будущая стоимость билетов в гражданской авиации? Видимо, может - чтобы не вызывать преждевременно негативной реакции.

В целом КГА предлагает 13 изменений и дополнений в транспортное законодательство. Сравнительная таблица с поправками была разослана для обсуждения в профильные ассоциации. Обоснования к некоторым поправкам выглядят действительно как чаяния за народ. Но являются ли они таковыми по сути?

Поправки затрагивают в числе других и действующие нормы бесплатного провоза на воздушном транспорте ручной клади и багажа весом до 20 килограммов. Данная норма прописана в статье 13 закона “О транспорте в Республике Казахстан” от 21.9.1994 г. (здесь и далее в цитатах документов выделено нами): “На воздушном транспорте, городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг. Общий вес ручной клади, вносимой в салон воздушного судна, и ее предельные габариты устанавливаются перевозчиком”.

А теперь посмотрим, что предлагает разработчик поправок. Как говорится, почувствуйте разницу:

“На городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг. На воздушном транспорте устанавливается бесплатный провоз ручной клади весом не более 5 кг. Габариты ручной клади и вес багажа на воздушном транспорте устанавливаются перевозчиком”.

То есть, если поправки будут приняты, все пассажиры воздушного транспорта могут попрощаться с привычным бесплатным провозом 20 кэгэ багажа. Но что заставило КГА пойти на такую меру? Вот что они пишут в обосновании (дословно, с сохранением орфографии и пунктуации!):

“Для развития в Республике Казахстан низкобюджетного авиаперевозчика, а также в целях предоставления выбора пассажирам, имеющие только ручную кладь и, не имея багажа, оплачивают одинаковую стоимость авиабилета, что и пассажир, летящий с багажом до 20 кг. Действующие нормы закона не позволяют развиваться низкобюджетным авиаперевозчикам в РК реализовывать авиабилеты без багажа. Статья 13 Закона РК “О транспорте в РК” негативно влияет на выбор потребителей и не дает возможности казахстанским авиакомпаниям реализовывать дешевые авиабилеты”.

Вроде бы все логично. Если я лечу один только с рюкзаком, в котором ноутбук, плавки и сменные носки, то почему должен оплачивать провоз багажа других пассажиров? Но с другой стороны, норма бесплатного провоза багажа очень пригождается, когда летишь с семьей в отпуск!

К слову, в России, с которой мы находимся в одном экономическом союзе, бесплатный провоз багажа весом до 10 кг был отменен еще осенью 2017 года. Причем отмена эта произошла только для дешевых билетов, которые продаются по невозвратным тарифам. Более того, если пассажир, приобретший билет по безбагажному тарифу, вдруг явится на рейс с чемоданом, авиакомпания вправе аннулировать его билет в одностороннем порядке. При этом в России без багажа летают порядка 40 процентов пассажиров.

Между тем, по данным КГА, за 10 месяцев 2018 года казахстанские авиакомпании перевезли 6,8 млн. человек. А по прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в ближайшие 20 лет авиапассажиропоток в Казах­стане вырастет до 18 млн. человек. И если примерить на нас российскую статистику, то получится, что только от 4,08 млн. до 10,8 млн. пассажиров в год (в 20-летней перспективе) будут оплачивать провоз своего багажа.

- Если рассматривать прошлый год, то у меня было около 40 перелетов, - комментирует PR-специалист Алишер ЕЛИКБАЕВ, имеющий статус “золотого” (в плане полета-часов) пассажира.

- Из них 30 были с чемоданом для ручной клади и рюкзаком. Поэтому если предлагаемые КГА поправки действительно приведут к снижению тарифов, то я, наверное, должен быть не против. Но почему-то мне кажется, что цена билетов не изменится, просто придется доплачивать еще и за багаж.

Эти опасения разделяют и профильные ассоциации. Так, по мнению председателя правления Национальной лиги потребителей Светланы РОМАНОВСКОЙ (на снимке), обоснования для этих поправок, приводимые разработчиком, неадекватны:

- Я не верю, что поправки КГА приведут к появлению низкобюджетных авиаперевозчиков, предоставляющих дешевые билеты. Потому что есть с чем сравнивать. Как начинается посевная или уборочная страда, так обязательно поднимаются цены на ГСМ. И несмотря на то что нефть дешевеет, у нас бензин такой же дорогой. Точно так же будет и в авиации. У нас и так ужасно дорогие авиабилеты. Конкуренции нет как таковой. Поэтому я считаю, что сейчас не время принимать такие поправки. К тому же нормы провоза багажа - это международная практика. Чем Казахстан хуже всех остальных?

Не вызывают энтузиазма предлагаемые поправки и у директора Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашиды ШАЙКЕНОВОЙ:

- Веселые поправки и очень странное обоснование. Как будто до сегодняшнего дня не было возможности создать дешевые авиакомпании. Сколько лет мы живем при зачаточном развитии гражданской авиации? И тут еще они придумывают такие вещи! Сколько бы мы ни говорили о развитии внутреннего туризма, потребность людей в зарубежных путешествиях была и будет. Тем более если это касается отдыха в области пляжного туризма. С учетом того что в стране наблюдается демографический рост, 20 килограммов багажа - это минимальный вес вещей, которые семья берет с собой на отдых. Мы сегодня наблюдаем снижение выездного туристского потока. На это влияет множество вещей: и повышение курса, и ухудшающееся финансовое положение людей. Но основная задача авиакомпаний - это загрузить борт. А если мы все же примем такую норму, то, думаю, это еще более ухудшит ситуацию.

- В качестве обоснования КГА приводит аргумент, что отмена бесплатного провоза поможет появиться низкобюджетным авиакомпаниям. Как вы думаете, появятся ли у нас такие авиа­перевозчики?

- Лоукостеры - это мировая прак­тика, конечно же. Но вводить запрет на бесплатный провоз багажа - это не совсем логично. Если я покупаю дорогой авиабилет, то имею право на полный пакет услуг. Если же речь идет о лоукостере, то, опять же, я выбираю его из соображений экономии. То есть я знаю, на что иду. А в данном случае меня лишают возможности выбора. И я не очень верю в то, что поправки КГА дадут толчок для появления новых низкобюджетных авиакомпаний.

- КТА будет реагировать на эти поправки?

- В части нормы багажа мы будем выступать против. Нам надо будет обсудить это с членами КТА, в частности с авиаагентами.

Если вы полагаете, что на этом сюрпризы от КГА закончились, то ошибаетесь. Предлагается еще одна любопытная поправка. Касается она все тех же прав пассажиров, обозначенных все в той же 13-й статье закона о транспорте.
“Пассажир имеет право… при­обрести билеты на детей в возрас­те от 2 до 15 лет на воздушном транспорте с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета, за исключением международных перевозок; приобрести билеты на детей в возрасте от 2 до 12 лет на международных перевозках, осуществляемых перевозчиком Республики Казахстан на воздушном транспорте, с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета”, - гласит действующая норма.

А вот что предлагают разработчики:

“Пассажир имеет право… приобрести билеты на детей в возрасте от 2 до 15 лет на воздушном транспорте по льготному тарифу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением международных перевозок; приобрести билеты на детей в возрасте от 2 до 12 лет на международных перевозках, осуществляемых перевозчиком Республики Казахстан на воздушном транспорте, по льготному тарифу в соответствии с законодательством Респуб­лики Казахстан”.

В качестве обоснования для исключения из закона 50-процент­ного тарифа для детей КГА отмечает следующее:

“Приобретение авиабилетов на детей с оплатой 50 процентов устанавливается приказом министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 540 “Об утверждении Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте”. Таким образом, данные требования в законе являются дублирующими требованиями”.
Но что значит какой-то приказ министра? Приказ - далеко не закон. И любой новый министр может спокойно отменить приказ своего предшественника. Это гораздо проще, чем отменить закон. Тем более что Министерства по инвестициям и развитию больше не существует! Вы готовы платить за детей полную стоимость перелета?

Вместо P.S.

Азат ПЕРУАШЕВ, депутат мажилиса:

- Во всем мире у нормальных авиа­компаний есть и гарантированные объемы бесплатного провоза багажа, и льготные тарифы для детей. Если эти товарищи из КГА хотят это все отменить - а это политика лоукостеров, то тогда и билеты у нас должны стоить не 30-40-50 тысяч тенге, а 10-12 тысяч тенге. Ведь в Индии или Малайзии на внутренних рейсах полуторачасовые перелеты на лоукостерах стоят всего 5-10 долларов. Там питание платное, но при этом и сам билет стоит копейки. То есть это взаимосвязанные вещи. У меня есть встречное предложение: пусть наши авиакомпании, включая тех, кто эти вещи лоббирует, приводят свою ценовую политику в соответствие с политикой лоукостеров.

 

По материалам газеты Время