США и Россия пока разбираются со своими внутренними и внешними проблемами. И потому в борьбу за влияние в ЦА они готовы активно включиться лишь в 2019 году, об этом сообщает портал «365info.kz».

Политолог Султанбек Султангалиев в недавнем интервью выразил мнение, что битву за Центральную Азию США на пока что проиграли

И понимают это: не зря же ими принято решение об упразднении программы USAID в Казахстане и Туркменистане.

Первый шаг США в Казахстане

Историк Ержан Багдатов вносит корректировки — не все так однозначно. Просто США акцентируют сейчас свое внимание на более важных для них проблемах, а в отношении ЦА и Казахстана они временно «выключились».

— У них нет сейчас интереса развивать свою бурную деятельность здесь, достаточно много проблем во всем мире, требующих большего внимания. Но это не говорит о том, что мы «выпали» из орбиты их влияния, — считает Багдатов.

По его словам, активно бороться за влияние в Казахстане США начали еще в конце 80-х годов

Результатом этого стало движение «Невада-Семипалатинск», которое в итоге привело к отказу Казахстана от ядерного оружия.

Ержан Багдатов

— Казахстан очень сильно пострадал, будучи ядерным полигоном Советского союза. Поэтому отказ от ядерного оружия хоть и был, казалось бы, очевидным фактом, но в то же время это событие многие эксперты характеризуют как существенную победу США в противостоянии с СССР, — говорит историк.

Арест счетов Нацфонда — политический шантаж

Далее, как отмечает Багдатов, вплоть до 2000-х годов, пока Китай и Россия пребывали в коматозном состоянии, влияние США на Казахстан было очень велико.

— Россия воевала в Чечне, занималась проблемами разоружения, установлением новой рыночной экономики. Казахстан, в свою очередь, стал рассматривать себя как некий плацдарм для выстраивания геополитических отношений со всеми странами. А США, влияя на нашу внутреннюю политику, стремились диктовать нам условия во внешней политике. Но постепенно мы нацелились на многовекторную политику. А Китай и Россия заметно укрепились в мировой геополитической игре.

В итоге сегодня США уже не может через Казахстан влиять на страны Центральной Азии. Поэтому и арестовывают счета Нацфонда, не придумав ничего лучшего. Это такой политический шантаж с их стороны. Вот так приходится расплачиваться Казахстану за свою многовекторность, — считает он.

Сценарий Кыргызстана

При этом в некоторых странах Центральной Азии влияние США сохранилось. По словам Багдатова, преследуя свои цели, влиять они пытаются под эгидой демократических лозунгов, критикуя существующий режим.

— Мы все были свидетелями того, как США начали строить в Кыргызстане военные базы и финансировать различные СМИ. Активно вливались деньги в экономику этой страны. Но в итоге это ничего не дало, потому что рядом есть Россия и Китай, которые не дали американскому влиянию усилиться, — говорит историк.

Что касается смены власти в Узбекистане, по мнению Багдатова, это был уже эволюционный процесс. И во главе Узбекистана сегодня встал человек, который удовлетворяет и Запад, и Россию.

USAID закрыли, но надежды остались

Багдатов уверен, что США продолжат попытки повлиять на внутреннюю и внешнюю политику Казахстана через всевозможные НПО

По его словам, в России с такими организациями не церемонятся, открыто называя их агентами влияния. В Казахстане до такого мракобесия не дошло, что, по словам Багдатова, хорошо. Потому что в геополитическое противостояние Казахстану ввязываться не нужно.

— А USAID, на мой взгляд, закрыли, потому что эта организация сегодня потеряла у нас свою актуальность. Основали ее после развала СССР в тех странах, где не было никакого представления об Америке. Но на сегодняшний день большое количество молодых казахстанцев уже побывали в США, никого этим не удивить. Значит нет и большого спроса на проведение масштабных проектов в сфере ознакомления казахстанцев с этой страной, — рассказывает он.

Мягкая сила Китая

Сегодня большое влияние на Казахстан оказывает ближайший «сосед» — Китай. Он, по словам историка, ведет активную политику по ознакомлению казахстанцев со своей культурой, экономикой — примерно то, что делали американцы в 90-е годы:

  • отправляют людей в блог-туры,
  • проводят различные семинары, конкурсы,
  • вливают огромное количество средств в создание образовательных и культурных центров.

Я уже не говорю о том, сколько дорог они нам готовы построить, и о многочисленных проектах, в которые они готовы вложить свои деньги. Главное, что сейчас Китай оказывает огромное влияние на людей посредством образования. Если в советские годы мы смотрели на Китай, как на дикую страну, то сегодня он сделал огромный рывок вперед

и поражает своими технологическими и геополитическими успехами. Все это в ближайшем будущем приведет к тому, что все больше казахстанцев будут изучать китайский язык и делать ставку на китайскую экономику. Но нам никакой угрозы КНР не представляет. Все эти разговоры — фобии, вдолбленные в наши головы еще с советских времен. Китай — это мягкая сила: он стремится больше дать пользы от своей политики, нежели вести деструктивную политическую деятельность. Перед ним сегодня и так стоит немало проблем и задач. Но все же свои экономические интересы он продвигать будет — не без этого, как говорится, — рассуждает Багдатов.

2018 — год спада влияния России

Но по убеждению историка, новый этап геополитической борьбы за влияние в ЦА развернется в 2019 году.

— Но это будет не военное, а политическое противостояние — борьба за влияние на умы казахстанцев России тоже нужно будет вклиниваться в этот процесс. Сейчас она занимает выжидательную позицию: не пытается открыто вставать на пути Китая. Но мы все-таки являемся ближайшим подбрюшьем России, которое она не должна отпускать из виду. Говорить, что в 2018 году отношения России и Казахстана выйдут на новый уровень, пока не приходится. В России грядут выборы, там сейчас сконцентрированы на этом. Так что в отношении влияния России на нас будет затишье. Активизации влияния как России, так и США следует ждать в 2019-20 годах, когда уже будет выработана новая доктрина внешней политики, — заключает Ержан Багдатов.