Кредиты в Казахстане с каждым годом становятся популярнее.

Почему нашему человеку так "нравится" жить взаймы? 

По данным Национального банка Казахстана, в 2017 году был отмечен рост объемов кредитования в банках второго уровня – на 12,4 процента. Это 501,2 миллиарда тенге, общая же сумма составила 4,5 триллиона тенге.

Большая часть выданных кредитов приходится на потребительские займы физических лиц – 2,9 триллиона тенге, их доля в общем объеме выросла за прошедший год до 64,3 процентов. Также рост обеспечили и ипотечные кредиты, на которые пришлось 1,1 триллиона тенге. Это 24,1 процента от общего объема.

Бывший сотрудник одного из казахстанских банков Адильбек Нуртазиев рассказал, что сами банки сделали все, чтобы привлечь клиентов.

"Сейчас они привлекают клиентов различными акциями и льготными условиями. Например, выдают кредиты по низким процентам, предоставляют другие выгодные условия, например, беспроцентные кредиты.

Люди клюют на эти условия и берут кредиты!
Если зайти на сайт любого банка, там можно найти множество предложений и акций по кредитам. И еще: сейчас получить кредит стало очень просто. Не только получить, но и затем его обслуживать, погашать. Не нужно банку приносить множество разных бумажек, ведь достаточно иметь при себе удостоверение личности. Доступность кредита для простых людей тоже послужила тому, что казахстанцы стали чаще брать кредиты", – считает он.

Еще одной причиной "кредитного скачка" можно назвать и чрезмерную уверенность людей в своих возможностях. Экономический обозреватель Денис Кривошеев утверждает, что казахстанцы не совсем правильно понимают смысл кредита.

"Любой кредит в стране с низкими процентами – это инструмент для решения текущих задач. К сожалению, в Казахстане кредит стал инструментом решения практически любых проблем. И не факт, что он окажется выгодным. Потребление людям навязано. И часто они хотят потреблять несоразмерно собственным доходам.

Это болезнь, которая не прошла у нас со времен роста экономики
Создалось потребительское настроение. В стране господствует потребительский оптимизм", – утверждает Кривошеев.

Адильбек Нуртазиев отмечает, что люди в большинстве своем стараются вовремя погасить займы.

"Люди берут, например, ипотечный кредит, потому что уверены, что покупка недвижимости в конечном итоге окупится. Или бизнесмен берет кредит на развитие своего дела. Он уверен, что сможет все вернуть. У залоговых кредитов гораздо больше шансов возврата, потому как тут большие риски потерять залоговое имущество и люди предпочитают такие кредиты возвращать вовремя. По этой же причине люди, опасаясь последствий, стараются возвращать даже беззалоговый кредит, потому как банки сразу перекрывают кислород и могут затронуть даже ваши пенсионные отчисления", – объяснил он.

С другой стороны, пояснил Нуртазиев, закредитованность населения является нехорошим признаком.

"Если честно, то рост кредитования говорит о том, что у населения не хватает денег. Ведь берут кредиты не только на большие суммы, но и на маленькие, на очень короткий срок, чтобы дожить до зарплаты. Богатый человек ведь не станет брать кредит на покупку? Так что рост объема кредитов у населения нельзя считать положительным моментом", – сказал наш собеседник.

Примерно того же мнения придерживается и финансист Владимир Джабаров. 

"По моему мнению, брать кредит на покупку телевизора – это нехорошо. Это элементарная финансовая неграмотность.

Если берется кредит на год на покупку этого самого телевизора, то значит, есть возможность купить его и без кредита, только не сейчас, а через несколько месяцев, и ничего от этого не изменится
Люди просто не умеют считать, и это очень плохо", – сказал Джабаров.

Денис Кривошеев предлагает сдерживать темпы или обеспечивать хорошие доходы населения.

"Я оцениваю это как отрицательный признак. Смысл кредита – растянуть оплату. Если за рубежом смысл покупки в кредит лежит в удобной системе, которая позволяет получить товар или услугу бесплатно вместе с дополнительными бонусами, то у нас же часто покупки совершаются потому, что просто хочется.

Этот потребительский оптимизм надо сдерживать и сокращать. Либо его надо поддерживать постоянным ростом дохода у тех, кто составляет потребительский максимум, то есть у учителей, врачей, полицейских, военных
Причем рост зарплаты должен быть существенным, а не на 10-15 процентов, чтобы покупательская способность этих денег не терялась", – сказал обозреватель.

Как видно из тех же данных Нацбанка РК, большая часть кредитов взята простыми гражданами на потребительские нужды: покупка бытовой техники, компьютеров и телефонов, мебели. К этой же категории можно отнести свадьбу или отпуск.

Популярны и товарные кредиты, покупки в рассрочку, кредитные карты и другие услуги банков, направленные на то, чтобы их клиенты покупали все больше и больше.
Напомним, по данным Нацбанка казахстанцы стали чаще брать кредиты и большая часть займов приходится на потребительский сектор.

Подготовлено today.kz