Осенью минувшего года завершилась затянувшаяся на 9 лет модернизация трех имеющихся в Казахстане крупных НПЗ.

Суммарная мощность переработки нефти на них выросла с 13,8 млн. до 16,5 млн. тонн в год, увеличился и выпуск светлых нефтепродуктов. Объем производства автомобильного бензина вырос на 2,35 млн. тонн, дизтоплива – на 0,9 млн. тонн, авиакеросина – на 0,54 млн. тонн.

По данным Комитета по статистике МНЭ, казахстанские НПЗ в 2018 году произвели моторного топлива 3,97 млн. тонн, дизельного топлива – 4,6 млн. тонн, керосина – 0,39 млн. тонн, топочного мазута – 2,93 млн. тонн. При этом из России было импортировано свыше 373 тыс. тонн бензина. В целом по итогам года обеспеченность рынка отечественными нефтепродуктами по бензину составила 93,2%, дизтопливу – 91,1%, авиакеросину – 62%. 

В текущем году планируется увеличить переработку еще на 5%, доведя ее до 17,2 млн. тонн (из них 16,2 млн. – на трех крупных заводах). Ожидается, что это не только закроет потребности республики в отечественном бензине и дизельном топливе (за исключением зимней марки), но и приведет к значительному (до 650 тыс. тонн) профициту бензина марки Аи-92.

С целью сокращения профицита постановлением правительства с 25 августа прошлого года на три месяца был запрещен ввоз в страну бензина из России железнодорожным транспортом. Теперь этот запрет намерены продлить еще на такой же срок. Однако поскольку в России цена раза в полтора выше, чем в Казахстане, то нет смысла бояться, что российский бензин зальет его внутренний рынок. Надо искать компромиссы и думать о том, как избежать перепродажи дешевого казахстанского топлива в Россию и возникновения дефицита ГСМ вдоль границы (что поставит под угрозу зерновые регионы Северного Казахстана), а не бороться с мифическим давлением российских поставщиков на рынок республики.

Отметим, что, несмотря на появившейся еще в конце прошлого года профицит бензина, в республике сохраняются высокие цены на ГСМ (в среднем по стране литр Аи-92 подешевел со 153 до 148-149 тенге, дизтопливо со 193 до 191 тенге). Но радоваться и такому снижению цен придется недолго. Ситуация продержится, скорее всего, до весны, когда начнутся посевные работы и экспорт топлива. Даже если нефтяные котировки снова упадут, топливо продолжит дорожать, чтобы к 2025 году (когда начнет действовать общий для стран ЕАЭС рынок нефтепродуктов) прийти к ценовой гармонии с российским рынком. К росту цен ведет и сама модернизация НПЗ: нужно возвращать кредиты, взятые на их модернизацию.

Впрочем, утверждать, что прошедшая модернизация НПЗ навсегда избавит страну от многолетних проблем с дефицитом, вряд ли можно. Во-первых, обеспечением отечественных НПЗ сырьем занимаются компании, работающие на старых, обводненных, низкодебитных месторождениях, и потому нельзя исключать возникновение проблем с его поставками. Тем более что поскольку налоговая политика страны ориентирована на экспорт сырья, а не на его переработку, то поставки сырья на внутренний рынок обеспечиваются путем директивного давления на отечественных недропользователей.

Во-вторых, профицит топлива (как ранее дефицит) возник вследствие нежелания или неспособности Минэнерго ни к тактическому, ни стратегическому планированию. Об этом говорит как регулярно возникавший ранее при остановках НПЗ на плановый ремонт дефицит, так и обозначившийся после завершения их модернизации профицит. Другой факт. Еще недавно Канат Бозумбаев (ссылаясь на отечественных и зарубежных аналитиков) утверждал, что дефицит ГСМ появится к 2023 году и к этому сроку нужно будет построить 4-й НПЗ. Теперь, по его словам, дефицит топлива (а значит, и потребность в новом НПЗ) ожидается лишь к 2030 году. Но где гарантия, что энерговедомство в очередной раз не просчитается?

Поскольку НПЗ республики не покрывали потребности страны, а экспорт мог ещё и обострить дефицит ГСМ на внутреннем рынке, то с 2009 года были введены ограничения на экспорт бензина. Стараясь избежать затоваривания рынка (и, соответственно, дальнейшего падения цен), власти намерены начать экспорт бензина. Дизельное топливо экспортировать они пока не собираются.

Однако для экспорта ГСМ необходимо подписание межправительственных соглашений, причём не только со странами, в которые есть намерение экспортировать. Нужно законодательно переформатировать и взаимоотношения с Россией. Дело в том, что дефицит покрывался за счет беспошлинного ввоза светлых нефтепродуктов из РФ, и Москва, опасаясь их реэкспорта, поставила условие: Казахстан закупает бензин и дизельное топливо у России, но сам его за рубеж не продает.

Времени для внесения изменений и подписания двусторонних соглашений было более чем достаточно, но (и это стало традицией профильного ведомства) согласование документов началось с опозданием (когда проблема уже догнала) и завязло в виражах бумажных межведомственных процедур. Результат закономерен. Власти рассчитывали в октябре-ноябре начать экспорт бензина, и первой страной – получателем должен был стать ежегодно потребляющий около 1 млн. тонн ГСМ Кыргызстан, единственным поставщиком топлива в который пока является Россия.

Ожидалось, что вопрос с экспортом разрешится в течение 2−3 недель и первая партия Аи-92 отправится в соседнюю республику уже в октябре. Увы, намерения остались намерениями, на практике все оказалось сложнее. Отсутствие необходимой законодательной базы сорвало эти планы – поставки не начались ни в октябре, ни в ноябре, ни даже в феврале.

Выяснилось, что рынки сопредельных стран закрыты и вывозить топливо некуда, тогда как по итогам года предполагалось экспортировать до 400 тыс. тонн бензина. А ведь К. Бозумбаев обозначил начало продажи бензина за рубеж в октябре-ноябре критически важным и обещал подписать соглашения по экспорту бензина в страны Центральной Азии к концу лета.

Теперь уже экс-министр энергетики Канат Бозумбаев заявлял о необходимости экспорта бензина за рубеж начиная с осени 2018 г., но…

Перспективными направлениями назывались и Армения с Белоруссией. В частности, госконцерн «Белнефтехим» обсуждает возможность импорта казахстанского автобензина. Правда, с целью дозагрузки вторичных процессов на местных НПЗ. Теперь, стараясь избежать затоваривания рынка (и, соответственно, дальнейшего падения цен), министерство энергетики планирует начать экспорт бензина к концу 1 квартала текущего года.

В парламенте обсуждается законопроект, который четко определит порядок ввоза нефтепродуктов из России в Казахстан и экспорт нефтепродуктов с территории Казахстана за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Это позволит избежать бесконтрольного перетока нефтепродуктов из РК. Вносимые в соглашение изменения также должны способствовать мобильности при принятии решений по открытию/закрытию экспорта или импорта отдельных видов нефтепродуктов, в зависимости от баланса внутреннего рынка ГСМ.

Вместе с тем, поскольку внутренний спрос на ГСМ в странах ЕАЭС растет медленно, то на экспортных рынках конкуренция будет усиливаться и поставщикам придется искать эффективные пути сбыта. Другим выходом, полагают аналитики, является снижение производства автобензинов и развитие нефтехимии с направлением высвободившихся объемов на выпуск такого сырья для нее, как прямогонный бензин (нафта).

Впрочем, решать эту проблему придется уже новому правительству, поскольку глава государства Нурсултан Назарбаев отправил прежний кабинет в полном составе в отставку.

Источник www.ritmeurasia.org