Пожар на месторождении Каламкас демонстрирует общую экологическую уязвимость нефтедобывающего региона, считают в экологической организации "Эко Мангистау". Больше всего экологов беспокоит то, что ЧП может повториться, но уже не на суше, а на море
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев взял под личный контроль ЧП на месторождении Каламкас. Об этом он заявил на своей страничке в Twitter. Третьи сутки спецтехника не может подобраться к источнику огня. Предварительно, скважина загорелась из-за трения горных пород в связи с сильным давлением. Начато досудебное расследование по статье «Нарушение правил охраны и использования недр». Разработкой месторождения занимается акционерное общество «Мангистаумунайгаз» - дочка «КазМунайГаза». Подрядчиком выступает «Нефтяная компания СиБу».
По словам Кирилла Осина, руководителя некоммерческой неправительственной экологической организации «Эко Мангистау», пока сложно делать прогнозы о сроках ликвидации огня на месторождении Каламкас. Пожар такой силы произошёл впервые за четверть века.
Площадь разлива попутной воды вокруг аварийной скважины составляет примерно 1 км в длину и 0,5 км в ширину. Аварийная скважина находится на значительном удалении от защитной дамбы Каспийского моря - более 4 км, поэтому угрозы прямого загрязнения акватории нет.
- Бурлящие фонтаны на многочисленных видео в соцсетях – это так называемые грифоны, через которые на поверхность выходит газ, - пояснил Кирилл Осин.
- Было тринадцать грифонов, один из них загорелся. Такого рода аварии ликвидируются путём бурения наклонных скважин и заполнением их бетонным раствором, чтобы предотвратить выход флюида (газа) из скважины. Нам присылают видео, где видно, что зона возгорания очень похожа на большую конфорку, которая не имеет одного очага выхода газа. Образовалась воронка, провал грунта, горение хаотичное. Сейчас у ликвидаторов задача - сбить интенсивность огня, - добавил он.
Экологов беспокоит Кашаган
Самый большой вред экосистеме приносят пожары с разливами нефти в акватории, говорит Кирилл Осин.
- На мой взгляд, Кашаган наиболее опасен непредсказуемыми последствиями в случае аварий на скважинах. Проект сам по себе сложный, не имеющий аналогов в мире. Углеводороды под высоким давлением, нефть богата сероводородом, и всё это в акватории моря. В скором времени ожидается дополнительное освоение Каспия, то есть увеличение нефтедобычи. Это - дополнительная нагрузка на экосистему. Проект имеет много экологических рисков. В отличие Мексиканского залива, Каспий – замкнутая экосистема. Нет выхода к океану, нет течений. Любая катастрофа здесь станет губительной, - сказал он.
Как тушат скважины
В истории есть немало примеров, когда пожары на газонефтяных месторождениях тушили с большим трудом. В Узбекистане в 1963 загорелась газовая скважина на месторождении Урта-Булак. Её потушили спустя три года, взорвав под землей ядерный заряд. Больше года в 80-х тушили пожар на месторождении Тенгиз в Атырауской области. Горящий столб поднимался на высоту 200 метров. Сгорело 3,4 млн тонн нефти, 1,7 млрд кубометров газа (в том числе 516 тыс. тонн сероводорода), в атмосферу попало 900 тыс. тонн сажи.
- На месторождении Тенгиз скважина горела 398 дней, и пожар был ликвидирован направленным взрывом. В отличие от месторождения Каламкас, там были сложности, связанные с высоким давлением и выбросами сероводорода. Горел не только газ, но и нефть, - пояснил Кирилл Осин.
Что касается Каламкаса, то ответственность за вред, причинённый окружающей среде или третьим лицам, будет возлагаться на подрядную компанию «СиБу». Об этом вечером вторника, 26 марта, сообщил вице-министр энергетики РК Сабит Нурлыбай, комментируя ситуацию с тушением пожара. Точные расходы и ущерб компания «Мангистаумунайгаз», ведущая разработку месторождения, подсчитает, когда факел потушат.
Источник forbes.kz