Или почему следует доверить менеджмент управляющей компании.
Отдать свой бизнес в управление и получать хорошие дивиденды с минимальными рисками - возможно ли это в Казахстане и кому можно доверить свою компанию? Об этом рассказывает председатель совета директоров корпорации «КУБ» Альмурат Муратов.
Альмурат Нурланбекович, насколько рискованно собственнику отдавать свой бизнес в руки управляющего?
- На определенном этапе развития компании мысль передать полномочия по управлению своим бизнесом project-менеджеру посещает многих собственников. Причиной может быть новый бизнес или смена места жительства. Однако не стоит сбрасывать со счетов, что наемному менеджеру свойственно в первую очередь решать собственные проблемы, а уже потом проблемы руководимого им предприятия. В этом его принципиальное отличие от собственника, вкладывающего в бизнес свои деньги. Не будем говорить о рисках, связанных с передачей управления в одни, пусть даже, казалось бы, надежные руки. Но управление бизнесом – это управление людьми, и при управлении персоналом «мышки должны чувствовать, что кошка рядом», только в этом случае будет эффективность. То есть если собственник, который болеет за компанию, не принимает в ее жизни никакого участия, то рано или поздно компания обанкротится.
Значит ли это, что собственнику не стоит отходить от дел, чтобы не потерять деньги или бизнес?
- На самом деле собственники действительно боятся нечестных менеджеров, хищений и не пускают деньги в оборот. Хранят на депозитах либо вкладывают в недвижимость, которую сдают в аренду. Или выводят их в те страны, где очень жесткое законодательное регулирование и другая ментальность. Бизнес в Казахстане, впрочем, как и во всем мире, подвержен множеству рисков, и передать бразды правления в руки профессиональной управляющей компании – одно из самых надежных решений в сложившейся для собственника ситуации.
Что такое управляющая компания? Это представитель собственника. То есть мы, корпорация управления бизнесом «КУБ», болеем за его бизнес и принимаем проблемы компании как свои. Процветание управляемой нами компании – это наша репутация, наш KPI. Да, мы тоже нанимаем генерального директора, но мы не даем ему возможности самостоятельно делать какие-то шаги, причиняющие ущерб предприятию либо интересам собственника. Наша команда, не вмешиваясь напрямую, наблюдает за всей операционной деятельностью и при необходимости принимает стратегические решения.
То есть фактически это постоянный аудит?
- Именно, постоянный и системный — это очень важно. Классический аудит контролирует в основном финансовую составляющую. Но есть очень много нюансов, которые выходят за рамки этого понятия, но часто играют ключевую роль. Даже простые человеческие взаимоотношения. Вот вроде все идеально: деньги есть, лишнее не расходуется, но люди не работают. Почему? Потому что нанятый руководитель со странностями, психологически неустойчив.
Как это может проследить управляющая компания?
- У нас есть департамент, который специализируется на выездных проверках. Сотрудники периодически выезжают в офис компании и физически могут находиться там до нескольких дней, просматривают, какая царит обстановка на месте. Ресторан может быть идеальным, в шикарном месте, суперповара, а на входе, скажем, швейцар ведет себя некультурно или официант груб и невнимателен. Все это отталкивает клиентов.
Что еще берет на себя управляющая компания?
- Всё, полный спектр стратегического и операционного управления: аналитический, финансовый, юридический консалтинг, построение бизнес-процессов в компании, коммерческий блок вопросов: маркетинг, PR, продажи, аудит службы безопасности, НR-менеджмент, вплоть до контроля найма персонала.
Более того, управляющая компания может даже поменять вектор бизнеса. Топ-менеджер, при всех его прекрасных качествах, остается исполнителем. Идею задает собственник. То есть если оркестру сказали играть классику, он не будет играть джаз, несмотря на предпочтения собравшейся публики или сложившуюся обстановку. А управляющая компания, так же как любой предприниматель, всегда руководствуется главной целью – увеличением прибыли компании. И первое, что она сделает при изменении ситуации, - предложит собственнику вместо исполнения его мечты о турах в Европу организовать медицинские туры в Корею, потому что там преуспели в лечении коронавируса. Мы можем это сделать, потому что оцениваем ситуацию со всех сторон, заточены на рост бизнеса и не боимся потерять клиента.
А почему инвесторы должны прийти именно к вам? Есть ли какие-то у вас преимущества перед другими подобными компаниями?
- Возьму на себя смелость утверждать, что сейчас на рынке Казахстана я не видел подобных компаний. Те, что есть, управляют финансами, мы же управляем активами. Это принципиально разные вещи. Если вы управляете финансами, вы просто берете деньги, вкладываете их в какой-то сектор и руководствуетесь только финансовой отчетностью, не вмешиваясь в управление. Мы же менеджеры, мы управляем бизнесом, людьми. Это очень сложно, здесь множество нюансов. То есть, если брать аналогию, к примеру, Уоррен Баффет – инвестор, Ицхак Адизес – управленец. Баффету важна финансовая отчетность и его риски как инвестора. Адизесу принципиально важно все, вплоть до типажа менеджера: производственник, интегратор, предприниматель или администратор; кто что делает, в каком отделе сидит, как идут процессы и т.д. Нет, на рынке есть компании, это так называемые family offices, где управляющие компании раскачивают собственный бизнес. Все крупные собственники, у кого много активов, создают такие управляющие компании. Но чтобы выходить на рынок с такой специализацией для широкого круга инвесторов - я такого не встречал.
Что вас побудило создать компанию именно в этой сфере бизнеса? То, что это «голубой океан» в Казахстане, то есть ниша свободна?
- Я создавал свою компанию и буквально методом проб и ошибок пришел к этому. То есть в процессе мы столкнулись с тем же, с чем сталкивается огромное количество предпринимателей: мы увидели, что деньги вливаются, а результата нет. Начали анализировать и поняли, что недостаточно просто вкладывать много денег в бизнес. И ни в коем случае нельзя руководствоваться желаниями собственника. В своих работах гуру менеджмента Адизес подтверждает, что на определенном этапе развития более всего вредит своей компании сам собственник. Его нужно вывести из управления и не позволять принимать решения. Далее, мы решили создать головную компанию, которая управляла бы всеми проектами, и я встал во главе этой компании. Ничего не поменялось. Мы увидели, что головной офис работает неэффективно, нет глубокой проработки, нет коммерческой направленности. После этого мы создали управляющую компанию, отделили проекты и забыли, что я в них собственник. То есть я могу консультировать, могу высказать свое видение, но они сами решают, принимать его во внимание или нет.
Управляющая компания выступает союзником бизнеса. Цели управляющей компании отличаются от целей головной, они не детализированы, скорей глобальны. Если для головной компании ставится задача залить качественную опалубку, то для управляющей - 20%-ный годовой прирост на стройке. И управляющая компания сама думает, как она получит этот прирост. Когда мы увидели, что у управляющей компании свой КРI и он выражается в достижении поставленных на входе целей, мы поняли, что это рабочий механизм.
А кто может к вам обратиться? Кто ваши потенциальные клиенты?
- КУБ специализируется на трех основных направлениях услуг. Во-первых, стартапы. Но нужно понимать, что это не тот стартап, который создает студент, горящий некой идеей. Мы имеем в виду достаточно состоятельного инвестора, который хочет запустить определенный бизнес, но у него не хватает ресурсов: времени, людей. Тогда наша команда вступает в дело, готовит бюджет, бизнес-план, анализирует рынок, риски, и он в рамках этого бюджета инвестирует в собственный проект. Он собственник, а мы выстраиваем менеджмент и все бизнес-процессы.
Наше преимущество — это команда профессиональных, опытных топ-менеджеров, которые работают с нами, потому что КУБ - стабильная компания, и которые не хотят работать напрямую со стартапами. Заходить же в стартап от нас топ-менеджер готов, к тому же основная сложная работа по изучению рынка, целевой аудитории и т. п. нами уже сделана. Мы передаем подготовленный проект - он работает. А мы его направляем или поддерживаем при непростых обстоятельствах.
Или, скажем, кризисный менеджмент, то есть клиент, у которого есть трудности и проблемы в бизнесе. Мы выявляем кризисные точки. Они, как правило, у всех везде одинаковые. Бизнес, в принципе, достаточно понятен и предсказуем. Мы не говорим про ноу-хау и супероткрытия, мы говорим про стандартные системные вещи.
Следующий тип наших клиентов - это компании, которые хотят роста. Скажем, предприниматель делает бизнес, дошел до определенного потолка и не может этот потолок преодолеть, хочет расширения, развития, но боится, что не хватит компетенций, времени, определенных ресурсов. Это тоже наш клиент.
Что дает вам уверенность, что вы дадите рынку качественный продукт? Ведь это не привычное предложение для потребителя.
- Мы сами – бизнесмены, и у нас есть собственные проекты, которыми мы успешно управляем с позиции управляющей компании уже не один год. 14 действующих компаний, 2 проекта в стадии запуска и еще 3 в ближайшей перспективе. «КУБ» работает в таких секторах, как девелопмент и строительство – это наши компании New Estate, Nova House, «ПромСтройСервис», консалтинг – юридическая компания Muratov partners, образование – активно готовим к открытию частную школу Prime school, медиа – казахское радио в Нью-Йорке Qazaq Time, крестьянское хозяйство в аграрном сегменте и другие. То есть мы наработали опыт управления на собственных компаниях и теперь с уверенностью можем транслировать и предлагать свою управленческую экспертность рынку.
Источник forbes.kz