Цифровизация и пандемия ускорили преобразования на рынке труда. Теперь профессии, которые были востребованы 5 лет назад, могут оказаться неактуальными и низкооплачиваемыми. Предугадать такие изменения нелегко. Поэтому аналитики FinReview.info изучили мировой рынок и определили тенденции его развития, а также установили, где соискателям получить необходимые знания и навыки.

Рынок труда, его модели и заработная плата | Галяутдинов. Сайт  преподавателя экономики

Пандемия коронавируса ускорила процесс перехода глобальной экономики из офлайн-режима в онлайн. Эти тенденции повлекли за собой резкие изменения на рынке труда, вынудив страны модернизировать имеющуюся инфраструктуру в кратчайшие сроки. В результате одни профессии стали более востребованы, другие менее, а часть и вовсе потеряла спрос.

В Казахстане рынок труда формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, что существенно сдерживает его развитие, сохраняя дисбаланс с современными мировыми тенденциями. К примеру, существует множество нерешенных вопросов в сфере социальной защиты безработных граждан.

Развиваясь под влиянием трансформационных процессов, проходивших в условиях недостатка инвестиций и финансовых ресурсов, казахстанский рынок труда сохранил некоторые особенности.

Во-первых, это маленький размер социальных выплат, который с одной стороны практически не защищает безработное население, а с другой стороны является слабой мотивацией обращаться в службы занятости, вследствие чего трудно дать объективную оценку уровню безработицы. Показательной является ситуация, которая наблюдалась во время пандемии, когда в апреле по данным пресс-службы МЦРИАП было подано более 2,5 млн заявок на пособие по безработице.

Во-вторых, доля самозанятого населения остается высокой, достигая около четверти от занятого населения. При этом месячный доход ниже прожиточного минимума демонстрируют около 40% самозанятых.

В-третьих, сохраняется низкая мобильность трудовых ресурсов. Речь идет о наблюдаемой тенденции формирования трудоизбыточных и трудодефицитных регионов. К первым относятся южные регионы, а ко вторым — северные регионы, трудовая миграция между которыми достаточно слабая. Во время пандемии данная ситуация усугубилась сильнее из-за возникших ограничений по перемещению граждан.

Тем не менее производственные силы общества остаются одним из главных факторов развития и роста экономики

Однако внешние вызовы, повлекшие за собой изменение тенденций развития мировой экономики, могут привести к потере этого конкурентного преимущества. Особенно сильно спад может выражаться в периоды рецессий, обернувшись серьезными социальными конфликтами. А в 2020 году мир как раз завяз в стагнации.

Для казахстанского рынка труда этот период был сложным, многие предприятия приостановили свою деятельность, а некоторые так и не смогли восстановиться после локдауна. Индекс деловой активности, характеризующий состояние промышленного производства, строительного сектора и сферы услуг, в начале второго квартала 2020 года упал до рекордных с апреля 2017 года 37,2 пункта.

Несмотря на это, действующим предприятиям удалось нарастить номинальную медианную заработную плату на 26,8%. Наибольшие темпы роста наблюдаются в промышленных регионах — в Кызылординской, Атырауской, Актюбинской областях. К примеру, в западных регионах рост заработных плат преимущественно вызван увеличением стоимости нефти и ростом двустороннего обменного курса USD/KZT. Но для тех же регионов характерно замедление темпов роста в 2020 году из-за обесценивания нефти.

Какие сферы рынка труда стали наиболее востребованными?

Структура казахстанского рынка труда отличается некоторой диспропорцией. Количество занятого населения составляет 3,5 млн человек, из них 31% работает в сфере образования, 19% в сфере промышленности, 13% в здравоохранении, 12% в госуправлении, 7% в сфере транспорта, 6% в сфере торговли, 5% в сфере строительства, 3% в сфере финансов. То есть 75% населения заняты в сферах образования, промышленности, здравоохранения и государственного управления, что не соответствует структуре экономики. При этом из этих четырех сфер только промышленность может обеспечивать среднюю номинальную заработную плату выше среднереспубликанских значений.

Наиболее высокая номинальная заработная плата в сфере финансов и страховой деятельности — она составляет 387 304 тенге. Следом идет профессиональная, научная и техническая деятельность (335 тыс. тенге), сфера информации и связи (289 тыс. тенге), промышленность (284 тыс. тенге), транспорт (252 тыс. тенге) и строительство (252 тыс. тенге). В этих видах экономической деятельности заняты 1,2 млн работников, что составляет 35% от всего занятого населения.

Где получить необходимые знания и навыки, чтобы быть конкурентным на рынке труда?

Ожидания того, что в 2021 году мировая экономика и, в частности, рынок труда восстановятся от коронакризиса постепенно утихают. Поводом этому служит повторный рост числа заражений по всему миру, что вынуждает правительства хотя бы частично, вводить ограничения.

Для Казахстана ограничение деловой активности несет угрозу повторного сокращения работников на предприятиях. А значит и без того высокий спрос на вакансии продолжит формировать более высокие требования к соискателям. Сейчас на рынке труда около 56% активных соискателей имеют высшее образование. Однако, согласно оценке НПП «Атамекен», качеством высшего образования работодатели удовлетворены лишь на 32%.

Повысить профессиональные компетенции с учетом современных рыночных тенденций соискатели могут, обратившись в Бюро непрерывного профессионального развития (BCPD) Международного финансового центра «Астана».

Профессиональное развитие кадров в BCPD осуществляется в 16 областях финансового сектора. Кроме того, что более важно, в бюро ведется повышение навыков специалистов по международным стандартам и их подготовка к сертификации по программам — например, CFA и ACCA, — которые высоко котируются в профессиональном сообществе.

Готовятся эти кадры для работы не только в самом МФЦА, но и как в компаниях-участниках финцентра, так и во внешних организациях. Всего через BCPD прошли обучение около 3 тыс. человек, которые уже трудятся в национальной экономике. Это и есть экономический эффект от деятельности бюро, так как казахстанский рынок труда получает новые высококвалифицированные, конкурентоспособные кадры.

Помимо этого, для развития IT-талантов на базе BCPD запущена инновационная школа программирования QWANT. Уже сейчас в школе проходят обучение более 400 человек по конкурентным направлениям рынка IT-услуг: клиентское и серверное программное обеспечение, облачные вычисления, Blockchain, операционные системы, базы данных. В ближайшей перспективе этот список будет расширен приоритетными для рынка труда программами в области кибербезопасности, искусственного интеллекта и digital-маркетинга.

Обучение в QWANT ведется через цифровую платформу из Кремниевой долины QWASAR Silicon Valley, объединившую в себе передовой опыт лучших школ программирования Европы и США.

Источник  finreview.info