Совет Евразийской экономической комиссии принял по инициативе российской стороны стратегическое решение: на две трети сокращен перечень более чем из 100 развивающихся и наименее развитых стран (РНРС) и территорий, пользовавшихся с начала 2010-х годов правом беспошлинного экспорта товаров и услуг в регион Евразийского союза.

Инвестиционный потенциал ЕАЭС — Review.uz

Решение вступит через полгода – в августе. Оно нацелено в первую очередь на то, чтобы сократить до минимума, а в качестве сверхзадачи вообще устранить незаконный реэкспорт разнообразной продукции в регион ЕАЭС.

Напомним, что эти 100 с лишним стран и территорий ассоциированы в сфере торговли со странами Запада и с их таможенно-экономическими блоками (например, Евросоюзом, Североамериканской зоной свободной торговли, Европейской ассоциацией свободной торговли). Что, естественно, облегчает незаконный реэкспорт из тех РНРС в Россию и другие страны ЕАЭС товаров и услуг. А для российской стороны это особенно ущербно не только ввиду обширности российского рынка, но и в связи с введением в РФ с августа 2014 г. контрсанкций в отношении продовольственного импорта с Запада.

Но реальное выполнение контрсанкций в основном «условно» до настоящего времени. Ибо, во-первых, те же страны и территории, пользующиеся правом беспошлинного экспорта в ЕАЭС, активно реэкспортируют в регион Союза продовольствие и другую продукцию. Во-вторых, мы вовсе не оговорились насчет «территорий»: из упомянутого перечня Евразийской комиссией исключены наконец-то еще и территории ряда западных стран (Великобритании, Новой Зеландии, Нидерландов). Ибо те территории не включены метрополиями в санкции Запада против России, и потому они – прямые поставщики в РФ-ЕАЭС подсанкционной продукции и реэкспортеры других зарубежных товаров.

А в-третьих, неучастие в российских контрсанкциях других стран ЕАЭС позволяет им вполне легально завозить «западную» (и не только «западную») продукцию с последующей её переправкой на российский рынок. В том числе путем её переименования, например в белорусскую, казахстанскую.

Консультации о подключении этих стран к контрсанкциям РФ пока безрезультатны. Так что и по этой причине решено радикально сократить число стран и территорий-поставщиков беспошлинной продукции во все страны ЕАЭС. По совокупности же вышеупомянутых факторов реальные объемы/стоимость российского импорта товаров и услуг уже который год минимум на четверть выше официально объявляемых.

Что касается самого перечня «льготных» зарубежных стран и территорий, его столь многочисленный состав – свыше 100 – был рекомендован ООН и Всемирной торговой организацией (ВТО) в начале 2000-х. Причем принятие этого перечня было среди главных условий для «незападных» государств, вступающих в ВТО. В том числе для России, других постсоветских стран и стран Восточной Европы. Чтобы их рынки были всегда открыты для импорта – откуда бы то ни было – любого объема, качества и ассортимента.

Словом, решение ЕЭК от 5 марта с. г. позволит существенно ограничить незаконные поставки и перепоставки в регион Евразийского союза.

Страны, исключенные из перечня стран-пользователей

тарифных преференций ЕАЭС

Албания

Гренада

Малайзия

Ангилья (брит.)

Содружество Доминики

Мальдивы

Антигуа и Барбуда

Доминиканская Республика

Мексика

Аргентина

Индия

Монтсеррат (брит.)

Аруба (нидерл.)

Индонезия

Намибия

Содружество Багамы

Иордания

Науру

Барбадос

Ирак

Ниуэ (новозел. автономия)

Бахрейн

Острова Кайман (брит.)

Объединенные Арабские Эмираты

Белиз

Катар

Оман

Бермуды (брит.)

КНР

Панама

Босния и Герцеговина

Колумбия

Парагвай

Ботсвана

Корея (Южная)

Перу

Бразилия

Коста-Рика

Самоа

Британские Виргинские острова

Кувейт

Саудовская Аравия

Бруней-Даруссалам

Острова Кука (новозел. автономия)

Острова Святая Елена, Вознесения, Тристан-да-Кунья (брит.)

Вьетнам

Ливан

Сейшелы

Габон

Ливия

Сент-Винсент и Гренадины

Гватемала

Маврикий

Сент-Китс и Невис

Специальный административный регион Китая Гонконг

Северная Македония

Сент-Люсия

Турция

Уругвай

Фиджи

Гайана

Сербия

Сингапур

Острова Теркс и Кайкос (брит.)

Таиланд

Суринам

Тринидад и Тобаго

Тонга

Токелау (новозел. автономия)

Хорватия

Черногория

Чили

Эквадор

Южно-Африканская Республика

Ямайка

 

Как видим, среди исключенных, например, Турция, Бразилия, Аргентина, КНР, Южная Корея, Индия, Сербия, Вьетнам, Сингапур, Чили, которые уже сформировали действующую зону свободной торговли или планируют сформировать её с Евразийским союзом. Дело здесь в том, что участие данных стран в льготном торговом режиме с ЕАЭС означает, по сути, двойные для них преимущества: с одной стороны, это льготы в рамках общего перечня «льготных» стран, а с другой – это ещё и возможности (уже зафиксированные или планируемые) для беспошлинного экспорта в РФ-ЕАЭС в рамках ЗСТ.

Кроме того, очень многие из стран и территорий, исключенных из того же перечня, уже давно не являются наименее развитыми или слабо развивающимися. Это, к примеру, КНР и Бразилия, Чили и Турция, Южная Корея и Гонконг, Саудовская Аравия и Катар, Индия и Хорватия, ЮАР и Вьетнам...

Потому очевидно, что требуется упорядочить торговые льготы в экономических взаимоотношениях РФ-ЕАЭС с другими странами, особенно со странами-участницами реальных и потенциальных ЗСТ, чтобы устранить возможности «двойных» торговых преимуществ тех же стран на рынке Союза.

В этой связи Евразийской комиссией на днях разъяснено, что, например, Сербия и Вьетнам по-прежнему смогут претендовать на льготный режим для их экспорта, но «в рамках обоюдных с Союзом действующих ЗСТ: по сертификату страны происхождения (товаров и услуг. – Ред.) СТ-2 – для Сербии и по аналогичному сертификату EAV – для Вьетнама». Аналогичные решения, по данным ЕЭК, предусмотрены для других стран, включая КНР и Сингапур, с которыми Евразийским союзом вводятся и планируются зоны свободной торговли.

«Исключение стран из льготного перечня уравновешивает конкурентоспособность их товаров по отношению к товарам других иностранных поставщиков в ЕАЭС. Или к товарам собственного производства внутри ЕАЭС», – отмечает глава департамента торговой политики ЕЭК Игорь Назарук. А, по оценке министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, упорядочение числа стран, пользующихся беспошлинным экспортом в РФ-ЕАЭС, «позволит ежегодно сохранять в бюджетах стран Союза дополнительно более 100 млн долл.» (за счет взимания пошлин на импорт из стран/территорий, исключенных из перечня РНРС).

С такими оценками вполне можно согласиться.

Кстати, та же практика действует, например, в Карибском сообществе (14 стран Карибско-Центральноамериканского региона): торговые льготы здесь действуют только для слаборазвитых и развивающихся стран других регионов, имеющих соглашения о режиме свободной торговли с КС. Схожий принцип в торговых режимах с другими странами и у блока АСЕАН (Юго-Восточной Азия), Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн, планируется вступление Великобритании).

Так что решение Евразийской комиссии вполне соответствует практике защиты национальных рынков и параллельно обеспечению равноправия в международной торговле.

Источник  stanradar.com