Глава совета директоров биржи «Астана» Рамиз Аллахвердиев рассказал об обсуждаемых инициативах.
С 2025 года уставный капитал для товарных бирж Казахстана планируется повысить более чем в два раза. В связи с этим порядка пяти из 18 зарегистрированных в стране бирж могут уйти с рынка, считает председатель совета директоров универсальной товарной биржи «Астана» Рамиз Аллахвердиев. В интервью корреспонденту он рассказал, почему новые правила игры важны и какие требования к товарным биржам планируется внедрить.
Рамиз, планируется повысить уставный капитал для товарных бирж Казахстана с 300 тыс. до 700 тыс. месячных расчетных показателя (МРП). С чем связано это решение?
- Эту инициативу планируется реализовать в рамках поручения президента. Со странами ЕАЭС уже достигнуты договоренности о создании с 2025 года Единого биржевого рынка. Биржи из стран ЕАЭС смогут работать у нас, а мы - в Евразийском союзе. Соответствующие поправки по увеличению уставного капитала для товарных бирж вошли в законопроект, который планируется направить в мажилис. Суть поправок - повышение финансовой устойчивости бирж ЕАЭС, совершенствование биржевого рынка Евразийского союза.
Получается, что планку по капиталу планируется повысить с 2025 года?
- Верно, но наращивать капитал биржам будет разрешено в течение 18 месяцев после принятия норматива. Уверен, что планка по капиталу будет одобрена.
Игроки рынка принимали участие в обсуждении этой нормы?
- Конечно.
По вашим оценкам, если требование по капиталу будет повышено, сколько бирж покинут рынок?
- По моим оценкам, не более пяти бирж могут уйти. В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 18 товарных бирж, 12 из них реально работают. Оптимальное количество таких площадок, которые могут функционировать у нас в стране, – не более пяти. Из них две должны быть крупными. Ведь с 2025 года на наш рынок могут зайти российские биржи – этот риск велик. Соответственно к этому моменту казахстанские биржи должны «нарастить мышцы», повысить конкурентоспособность. Если капитал не будет повышен, то есть риск, что российские биржи могут поглотить небольшие товарные биржи Казахстана.
Насколько мне известно, большинство участников рынка оценивают меру по увеличению уставного капитала положительно. Они понимают, что это снизит риск возникновения бирж-однодневок, которые после проведения пары торгов могут закрыться. Чтобы этого не произошло, пополнить уставный капитал в размере 400 тыс. МРП биржи смогут только за счет денежных средств в виде неснижаемого остатка на расчетном счете биржи.
Поясню, что они не смогут сформировать уставный капитал за счет оценки своего имущества. Получается, что механизм формирования капитала у товарных бирж приравнивается к тем, которые действуют на банковском, страховом рынках.
То есть биржи из Беларуси, Кыргызстана и других стран ЕАЭС вряд ли будут заинтересованы работать в Казахстане?
- Да, они в основном ориентированы на локальные рынки.
Чем наш рынок может быть привлекательным для российских бирж?
- В Казахстане огромное количество полезных ископаемых, которыми можно торговать на сырьевом рынке. К тому же биржевые товары, которые торгуются в Казахстане, схожи с аналогичными товарами в России.
Какие еще инициативы планируется реализовать?
- Также сейчас обсуждается повышение гарантийного фонда для товарных бирж. Пока нет конкретной планки, до которой его предполагается нарастить. Скорее всего, эта норма будет прописана в специальном приказе по такому фонду. Гарантийный фонд необходим бирже для того, чтобы за счет него она могла отвечать по определенным обязательствам.
Считаю, что параллельно с ужесточением требований к биржам и торгам, к игрокам рынка должны применяться стимулирующие меры. Например, чтобы подталкивать производителей реализовывать свой товар на бирже, обсуждается введение ускоренного возврата НДС экспортерам определенной продукции. Процесс возврата НДС не должен превысить одного месяца. Но для того, чтобы эта опция стала работать, экспортерам необходимо пройти предквалификационный отбор. Сейчас НДС возвращается экспортерам, но этот процесс достаточно длительный. Он может занимать до семи месяцев.
Еще одна из мер – обсуждается возможность предоставления участникам биржевой сделки железнодорожных вагонов для поставки товара. Причем на выгодных для них условиях. Но этот механизм будет работать, только после заключила биржевого контракта.
Насколько мне известно, также планируется расширить список биржевых товаров…
- Верно, этот вопрос также пока обсуждается. Если в настоящее время на биржах торгуется 20 товаров, то их количество могут увеличить до 150-200. Эту инициативу планируется реализовать в 2021 году, уже внесены поправки в законопроект.
На уровне Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) обсуждается, что через биржу будет проходить только часть произведенной продукции. Например, 20% от объема произведенного товара. Это позволит формировать индексы цен на определенную продукцию, ценообразование станет более прозрачным.
О каких товарах идет речь?
- На биржи планируется вывести сельскохозяйственные товары, черный лом, лом цветных металлов и так далее. Например, среди сельхозтоваров – это минеральные удобрения, различные химические субстанции. В июле 2021 года в Казахстане вступит в силу новый Экологический кодекс. В нем есть нормы, которые будут способствовать запуску торговли квотами на выбросы парниковых газов (CO2) через товарную биржу Казахстана в этом году.
Чья была идея по расширению перечня биржевых товаров?
- Эта инициатива исходила как от бирж, так и от АЗРК.
- На одной из конференций вы сообщили, что торги на многих площадках «носят номинальный и регистрационный характер». Можете пояснить, в чем суть таких адресных сделок?
- Номинальная сделка – адресная сделка, когда заранее известны продавец и покупатель товара. В настоящее время многие биржевые площадки не соблюдают необходимые требования и проводят сделки, не регистрируя их. Ассоциация товарных бирж проводит работу по устранению таких «серых» сделок. Для этого вносятся поправки в законопроект по ужесточению требований к биржам. Также будет создана специальная мониторинговая группа, которая будет проводить контроль за биржевыми сделками.
По вашим оценкам, какова доля таких адресных сделок?
- В Казахстане их около 50%.
Насколько мне известно, также планируется разработать единые правила аккредитации на бирже. Расскажите подробнее об этой инициативе…
- В настоящее время у каждой товарной биржи свои правила аккредитации: у кого-то они более жесткие, у кого-то более лояльные. Например, размер биржевого взноса для брокера на рынке может отличаться в несколько раз. Он варьируется от 100 тыс. тенге до 5 млн тенге. Чтобы больше брокеров получили доступ на биржу, необходимо внедрить единые правила аккредитации для них.
Также рассматривается вопрос об ужесточении требований Кодекса об административных нарушениях как в отношении бирж, так и их участников. В настоящее время действует перечень биржевых товаров, по которым есть нормативы. Например, если объем поставок пшеницы равен или превышает 300 тонн, он должен реализовываться на товарной бирже. На сегодня эта норма обычно не выполняется. То есть многие продукты, которые должны торговаться на бирже, продаются на внебиржевом рынке. Пени и штрафы за такие нарушения минимальны, для МСБ они не превышают 70 тыс. тенге, для крупного бизнеса – 400 тыс. тенге. При этом в законодательстве нет нормы, с помощью которой участники биржевого рынка могли бы нести более жесткое наказание за повторное нарушение биржевых правил.
Сделки по биржевым товарам могут быть признаны недействительными по иску заинтересованных лиц, уполномоченного органа или прокуратуры. Также есть риск неполучения возврата НДС при проведении экспортных сделок по биржевым товарам вне биржи.
На биржевом комитете звучали предложения, чтобы участники рынка при нарушении обозначенных правил биржевой торговли платили бы штраф в размере суммы внебиржевой сделки.
Автор Автор Анна Видянова
Источник kapital.kz