Экономические законы основаны на поиске динамического равновесия и редукции от сложного к простому в целях выявления всеобщего эквивалента, который бы служил всеобщим стандартом, позволяющим доступно и прозрачно выражать все многообразие взаимоотношений в обществе на понятном и общем языке, едином для всего мира.
Известный экономист Сергей Глазьев в статье «Экономика не бывает голой» сравнил мейнстрим экономической мысли с «медициной, которая лечила все болезни кровопусканием и обосновывала латинской терминологией претензии лекарей на тайное знание и высокое вознаграждение вне зависимости от результатов лечения». Он справедливо заявил, что «в общественных науках давно назрела революция», требующая перехода от «наукообразной схоластики к разработке теории развития общества как целостного и постоянно меняющегося организма».
Экономика и общество, отметил Глазьев, как «конструкция, состоят из элементов, в свою очередь тоже состоящих из элементов, и так вплоть до первоэлемента, поиск которого занимает любую науку». С этой точкой зрения невозможно не согласиться. Парадокс заключается в том, что в экономике до сих не применяется базовый закон, который сводит все наблюдаемые явления к первопричине, давно известной в других науках. Будь это Бог, элементарная частица, клетка, товар или информация – все эти элементы, образующие структуру наук, берут начало в виде материи, энергии и действия.
Экономические законы основаны на поиске динамического равновесия и редукции от сложного к простому в целях выявления всеобщего эквивалента, который бы служил всеобщим стандартом, позволяющим доступно и прозрачно выражать все многообразие взаимоотношений в обществе на понятном и общем языке, едином для всего мира.
Естественный порядок проистекает от синергии знания, рассеянного среди огромного числа людей, образующих рынок, связанных общей экосистемой и информацией, более цельной, совершенной и превосходящей знание любой его составляющей части, сколь бы могущественной и влиятельной она ни была.
Финансовая среда, основанная на товарном эквиваленте всеобщего знания и стоимости, является тем механизмом учета и «поддержания нарастающей сложности в рамках воспроизводящейся целостности», о котором пишет Глазьев.
Вместо обоснования мирных способов сосуществования, не противоречащих этическим и физическим принципам жизнедеятельности человека, экономика давно выродилась в прислужницу этатизма, культа «всемогущего и все слышащего государства». С высоких трибун и кафедр «избранные» члены корпораций, претендующие на звание «ума, чести и совести» общества, проповедуют антинаучные и антигуманные доктрины центрального планирования и насильственного перераспределения ресурсов, в полном согласии с «Манифестом» Маркса и Энгельса.
Финансы стали играть роль современной алхимии, адепты которой выступают от лица финансовых институтов, призванных извлекать больше расходов на содержание бюрократии, монополизацию и централизацию информационных систем, на необеспеченное товаром кредитование для увеличения расходов и долгов.
Лишившись справедливого и инвариантного средства учета собственности и защиты прав в виде всеобщего товарного эквивалента стоимости, общество попало в полную зависимость от произвола правительств, политиков и законодателей, ангажированных группами давления, извлекающих выгоду из несбалансированных затрат и долговой эмиссии.
Роль центральных банков, ведомых тоталитарно-демократическими партиями, теперь переходит к цифровым технологическим гигантам. Остальным уготована смиренная роль поставщиков данных, иждивенцев и просителей.
Любые технологические, институциональные и идеологические конструкции должны быть защищены от политических ритуалов. Действия общества должны быть основаны на объективной рыночной информации, выраженной в денежных единицах, независимых от технологических каналов ее распространения, иначе оно потеряет эффективность, экономическую самостоятельность, свободу и способность удовлетворять свои самые элементарные потребности.
Автор Саян Комбаров
Источник forbes.kz