Недавно госаудит выявил многочисленные нарушения в работе системы социального медицинского обеспечения. Выводы были такими: ФСМС неэффективно использует средства, граждане платят дважды за медицинские услуги, нагрузка на государство после введения ОСМС не уменьшилась, качество медицинских услуг не контролируется. Какое решения видят власти? Все как обычно – свалить ответственность на граждан и заставить их больше платить. Иными словами, увеличить размер отчислений ОСМС, сообщает exclusive.kz.
Фото: freepik.com
Причем нельзя сказать, что инициатива такая уж варварская, – в ней есть определенная логика и вполне справедливая. Сейчас сумма отчислений ОСМС для самого работника равна 2% от зарплаты, и еще 3% перечисляет его работодатель. Однако, если доход работника составляет выше 10МЗП (минимальная заработная плата, в 2024 году составляет 85 тысяч), то процент считается не от всей зарплаты, а от этой границы в 850 тысяч тенге. То есть предельная сумма отчислений для работника – 17 000 тенге, даже если его зарплата 10 миллионов.
Теперь же власти предлагают увеличить этот предел с 10МЗП до 50МЗП. Таким образом, максимальная сумма взносов для работников теперь будет составлять 85 000, и 127 500 для их работодателей. Проект закона был подготовлен еще в январе этого года, но пока он не принят. Сами правила должны быть применены с 1 января 2025.
Получается, речь не об увеличении взносов вообще, а об увеличении для наемных работников, чей доход превышает 850 тысяч тенге. По данным авторов инициативы, таких в Казахстане насчитывается 9%. По сути, это даже не прогрессивное налогообложение, при котором с ростом дохода растет и процент отчислений. Просто те, у кого доходы высокие, должны платить по той же ставке, что и те, у которых доходы низкие. При таком рассмотрении, наоборот, кажется недоразумением, что процент отчисления для менее обеспеченных граждан был больше, чем для более обеспеченных. Правда, почему-то законодатели решили остановиться на планке в 4 250 000 (50МЗП). Видимо, этот доход позволяет определенным гражданам выйти за пределы «Справедливого Казахстана».
Но если зайти на страницу законопроекта на сайте открытых НПА, окажется, что никому новая инициатива не нравится: 145 дизлайков, 0 лайков, и несколько сотен недовольных комментариев. Так что же тогда не нравится гражданам? Или это бунтуют те самые девять процентов? На самом деле большинство комментаторов говорят об ужасающей неэффективности всей системы социального страхования, и о том, что деньги с граждан собирают, а нормальной (не говоря уже о «качественной») медициной не обеспечивают. Смысл заливать деньгами систему, которая от этого работать лучше не станет?
ОСМС ввели чуть больше четырех лет назад, но за все это время так и не удалось сделать медицинскую помощь доступной. Или хотя бы сократить количество кругов ада, которые нужно пройти, чтобы получить необходимую помощь. Комментаторы отмечают, что запись к профильному врачу проходит через терапевта, очередь к которому может занимать месяц. Далее нужно будет столько же ждать очередь к профильному специалисту, потом сдавать анализы и проходить обследования, многие из которых в государственных клиниках не делают. По идее, страховка должна покрывать и те услуги, которые не оказываются в конкретной государственной больнице, перенаправляя в частную за счет ОСМС. Однако на практике оказывается, что больница просто могла не заключить контракт с нужным частным медцентром. В итоге больной вынужден платить дважды – и за ОСМС, и за услуги в частной клинике. И такие ловушки государство расставило на каждом шагу – чтобы игра на выживание не была слишком простой.
Еще характерный случай, который показывает, что даже получить хотя бы какую-то медицинскую помощь, хотя бы через несколько недель, очень непросто.
– Сотруднику в течение 2-х лет оплачивали ВОСМС и ОСМС, в декабре 2023 года он обратился в поликлинику, ему отказали в бесплатном приеме, в связи с тем, что у него не было оплаты за сентябрь 2023 года. На самом деле оплата была, но по ошибке в платеже за сентябрь указан повторно август. Получается ты оплачиваешь всё это время и из-за ошибки в одном месяце не можешь воспользоваться услугами и даже не можешь вернуть ошибочный платеж. Второму сотруднику оплачивали ВОСМС и ОСМС в течение 10 месяцев, он хотел открыть больничный и ему отказали, потому что, чтобы воспользоваться медицинскими услугами нужны отчисления за 12 месяцев. Сказали приходите через два месяца, – рассказывает в комментарии Рушангуль Бакиева.
Стоит ли удивляться, что многие казахстанцы, особенно старшего поколения, идут в больницу, только когда уже находятся при смерти?
Вывод из этих историй простой: собирать дань с населения государство научилось хорошо, но, видимо, когда деньги поступают в казну/фонд медстрахования, об их назначении уполномоченные лица легко забывают. Чтобы понять, как стоит реформировать систему, не нужно быть госслужащим с десятилетним стажем или обладателем MBA. Достаточно просто повариться внутри адового котла казахстанской медицины, соотнести это с тем, как в целом работает государство, и рецепт придет в голову сам собой. Так его формулирует одна из комментаторов:
– Если вы удерживаете с наших заработных плат деньги на оказание медицинской помощи нам же, то будьте добры, предоставьте четкий механизм действия, расширьте список оказываемых услуг в рамках ОСМС, включите все анализы, включите приобретение лекарств, льготы для суррогатных мам предусмотрите по программе ЭКО, размещайте прозрачный отчет об освоенных средствах, – пишет Алиса Станова.
Но больной – только один из участников системы. Кроме них есть еще медработники, зарплата которых зависит от количества пациентов. А потом чиновники удивляются, откуда берутся «мертвые души». И вместо того, чтобы обеспечить медиков хорошей и стабильной зарплатой, начинаются ссылки на их коррумпированность и безответственность.
А еще частью системы являются сами государственные клиники, которые накопили огромную кредиторскую задолженность: медорганизации часто выполнят услуги на сумму, большую, чем выделяется из фонда медстрахования. Как чиновники будут решать эту проблему? Ответ все тот же – скинуть ответственность на больных. То есть повысить стоимость медицинских услуг, которые оказывают больницы помимо обязательств в рамках ОСМС. В Минздраве считают, что такие меры сделают медицину более доступной и качественной. Выше цены – медицина доступнее. Хочется добавить: чем хуже, тем лучше.
При этом просто отказаться от государственной медицины и перейти на ДМС (добровольное медицинское страхование) вряд ли можно считать адекватным решением. Купить страховку ДМС может себе позволить, мягко говоря, не каждый казахстанец. Кроме того, спектр и количество услуг строго ограничены размером страховки. То есть частная медицина может быть и качественнее, но в полном объеме доступна только избранным. И как показывает опыт США, страны с самой развитой капиталистической экономикой, рынок эту проблему не решает – бедные слои населения остаются за бортом технически совершенных клиник с высококвалифицированными врачами.
По сути, главное, что нужно сделать, чтобы придать ОСМС в Казахстане хоть какой-то смысл – обеспечить прозрачность на всех уровнях. Народ не дурак, чтобы верить словам чиновников о том, что все хорошо, а если плохо, то нужно просто собрать побольше дани. Всем давно известно, что деньги, собранные с населения, либо используются неэффективно, либо оседают в карманах чиновников, за которых, кстати, ОСМС оплачивает государство. Правило простое: если увеличиваете налог – продемонстрируйте конкретно, как это поможет улучшить ситуацию. Конечно, ожидать этого вряд ли стоит – все-таки чиновники тоже хотят кушать. Жаль только, что кушают они за счет нашего здоровья.
Автор Руслан Ибрагим
Источник exclusive.kz