Выглядящая, на первый взгляд, как чисто популистская, идея по списанию кредитов населению при ближайшем рассмотрении выступает одним из важнейших факторов построения новой экономики для нашей страны.
Ключевой момент, почему логична масштабная кредитная амнистия, – это необходимость раскрепощения потенциала граждан по развитию бизнеса. Когда человек «под кредитом», ему практически невозможно начать свой бизнес, так как доходы бизнеса непредсказуемы и могут последовать арест счетов, конфискация имущества и т. д. Это очень большая проблема. Согласно данным Первого кредитного бюро, в РК 9,2 млн заемщиков – физических лиц, что эквивалентно 100% экономически активного населения.
В свою очередь, раскрепощение потенциала граждан по развитию бизнеса – важнейший фактор для решения двух ключевых проблем для нашей страны:
- Снижение доходов населения страны в этом году под влиянием коронакризиса накладывается на уже сложную ситуацию. Исходя из косвенного показателя – количество выбрасываемого мусора (твердых бытовых отходов, ТБО) – за период 2014-2019 гг. падение доходов населения составило уже более двух раз (https://inbusiness.kz/ru/author_news/dohody-naseleniya-57-za-pyat-let). Чем это грозит обществу и элитам? Ростом социальных рисков, преступностью и т. д.
- «Остановка» «сырьевого локомотива» нашей экономики. Проблема не только в текущем падении цен на нефть, но и в том, что переход на «зеленые технологии» в развитых странах выходит уже на практический уровень – введение «углеродных налогов». Это системная проблема для нашей нефтедобычи с ее высоким содержанием серы, металлургии с ее высокой долей использования энергии из угля и т. д. Поэтому можно говорить о завершении периода сырьевых сверхдоходов, а значит, сокращения госрасходов, инвестиционной активности и роста безработицы.
Создать долгосрочные новые рабочие места и повысить доходы населения в этих условиях способно быстрое развитие малого бизнеса. Для этого и необходимо прежде всего раскрепощение потенциала граждан по развитию бизнеса за счет кредитной амнистии.
«Цена вопроса» или насколько реально?
Оценивая расходы на кредитную амнистию, можно отметить, что всего объем кредитов населению в банках составляет 6,5 трлн тг, или $15 млрд. Из них 2,2 трлн тг ($5 млрд) – ипотека и 4,3 трлн тг ($10 млрд) – потребительские кредиты. Но это максимум, в реальности средств потребуется значительно меньше. Например, учитывая, что логично исключить кредиты на покупку элитной недвижимости. Исходя из логики цифр Парето, 20% кредитов могут составлять 80% объемов. Также очевидны дисконты на неработающие кредиты и т. д.
В то же время, исходя из правила, что все познается в сравнении, можно отметить, что размер активов Национального фонда РК составляет порядка $57 млрд, а золотовалютные резервы Нацбанка еще $34 млрд, т. е. совокупные резервы государства порядка $91 млрд. При этом доходность Нацфонда составляет порядка 3,5% годовых, а средние ставки по кредитам населению – 18%, т. е. более чем в пять раз выше.
Другими вариантами может быть увеличение госдолга, т. е. банкам вместо кредитов выдадут государственные облигации. Сейчас государственный долг составляет 26,2% к ВВП, что является очень низким уровнем по международным меркам. Даже если списать все кредиты физическим лицам, то госдолг вырастет до порядка 35%. Также можно отметить, что значительная часть ипотечных кредитов приходится на Жилстройсбербанк, который финансируется за счет госсредств под весьма низкие ставки, порядка 0,2% годовых в тенге. Ну и наконец, у нас есть огромные теневые доходы на таможне – ранее минфин говорил о $6,9 млрд в год только на границе с КНР, а международные эксперты еще и о $4,8-16,5 млрд в торговле с развитыми странами.
В целом логично комбинированное решение, где часть средств будет из НФ, часть – в виде увеличения госдолга, часть – за счет «зачета» по выделенным госсредствам и т. д. В общем, было бы желание у текущих элит придать мощный и устойчивый импульс предпринимательству в стране.
Автор Марат Каирленов
Источник inbusiness.kz