Коммерческий директор QIWI Россия Александр Агаков поделился секретом успеха компании, а также рассказал о трендах на рынке безналичной оплаты.
В настоящее время границы между наличными и безналичными платежами почти стираются. Рынок стремительно меняется с развитием технологий. Электронные кошельки получают все большее распространение среди потребителей нового поколения. QIWI – ведущий провайдер платежных и финансовых сервисов в России и странах СНГ, которому принадлежит интегрированная платежная сеть, позволяющая производить платежи по мобильным, онлайн и офлайн-каналам. По словам Александра Агакова, в настоящее время насчитывается свыше 19,7 млн виртуальных QIWI Кошельков. Как трансформируется рынок электронных платежей, какие направления всегда будут в тренде, каким будет дальнейшее развитие мира электронных платежей в Казахстане – об этом подробно рассказал коммерческий директор QIWI Россия.
Какую трансформацию прошла QIWI за все годы существования?
- Бренд QIWI появился в 2007 году, однако история компании имеет более глубокие корни, начиная с 2004 года. Конечно, не мы придумали терминальный бизнес, но мы сделали его настолько доступным для предпринимателей, что уже к 2009 году мы охватили 50% терминального рынка в РФ.
В 2007 году на рынке смартфонов появился iPhone с экраном touch-screen, который стал настоящим прорывом в цифровой эпохе. Именно в тот момент мы внедрили наш первый элемент диджитализации – интерфейс, когда человек, прикасаясь к экрану терминала, оставлял деньги, которые мгновенно приходили на его счет. Также мы создали еще один продукт, невидимый для потребителя, но очень важный для агентов, которые владели терминалами: мы создали сайт, при помощи которого можно было управлять всей сеткой. Системы мониторинга на телефоне позволяли владельцу видеть все операции: сколько средств в терминале, какие услуги оплачиваются. Это решение позволило нам успешно развивать бизнес: была огромная агентская сеть, когда один агент может привлечь другого, при этом было создано очень удобное управление из одной точки. Это стало нашей коммерческой фишкой, которая позволила развивать бизнес не только в России, но и за рубежом.
Хочу отметить, мы понимали, что этот бизнес рано или поздно пойдет на спад, так как цифровизация проникла в банки: они стали активно развивать дистанционное обслуживание. Эта трансформация послужила развитию безналичных платежей. В ответ на новый тренд мы запустили QIWI Кошелек, очень удобный в использовании: нужно лишь ввести номер телефона и сразу получаешь доступ к банковским услугам. Благодаря глобальной диджитализации, мы изменили нашу бизнес-модель в сторону QIWI Кошелька.
Залогом нашего успеха в 2010-х годах стало двустороннее развитие бизнеса: не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения предпринимателей, которым нужны были решения для их взаимодействия с клиентами, мы их давали, так как всегда умели быть гибкими и создавать продукты для B2B быстро и так, как нужно клиенту. Впоследствии появилась бизнес-модель B2B2C, которая сегодня существует как флагман бизнес-контура QIWI, и мы уже заняли свою нишу на рынке и планируем довольно быстрое развитие в ближайшие три года.
Был создан API – удаленное взаимодействие с нашей системой, при этом интерфейсные решения делает уже сам бизнес. Так, по API в QIWI Кошельке подключается доступ к счету, платежам, балансу, истории. Кроме того, существует API QIWI Кассы, который открывает доступ к выставлению и отмене счетов, возврату средств по оплаченным счетам и проверке статуса выполнения операций.
Мы также понимали, что наши клиенты хотят не только платить, но и переводить деньги друг другу. В результате мы приобрели компанию Contact и внедрили услугу денежных переводов. Это бизнес-решение тоже прошло трансформацию: раньше человек приходил в банк, чтобы отправить деньги другому человеку, а получатель в свою очередь был вынужден также прийти в банк, чтобы получить перевод. В настоящее время Contact – это один из лидеров денежных переводов на территории СНГ. Это технологический бренд с возможностью онлайн-переводов на сайте и в мобильном приложении.
Мы полностью изменили бизнес-модель QIWI: терминалы – не основной доход, но это часть нашей истории и часть ДНК QIWI, однако сейчас это не более 10% от общей выручки компании. Нашим пользователям нужны терминалы, особенно в отдаленных точках, но теперь в большей степени для пополнения QIWI Кошелька, поэтому мы и остаемся крупнейшей терминальной сетью до сих пор.
QIWI уже давно развивает диджитализацию как основной мегатренд, который стал очень актуальным в настоящее время из-за пандемии коронавируса. Расскажите, какие коррективы в работу вашей компании внес коронакризис?
- Мы были готовы к пандемии. Еще до введения карантинных мер большая часть сотрудников перешла на удаленный режим работы: из около 2 000 сотрудников лишь 25 человек работают в офисе. Отмечу, что система безопасности QIWI находится на таком уровне, что мы перешли на удаленку практически за один день, наши клиенты не почувствовали никаких изменений, и мы этим можем гордиться. Именно этот фактор позволил нам осуществить быстрый переход на удаленный режим работы, в то время как многие банки не смогли трансформироваться, так как их периметр безопасности замыкался в здании. Мы начали сдавать большую часть офисов в аренду. Думаю, что такая оптимизация бизнеса останется и в будущем: удаленный режим работы будет в приоритете даже после окончания пандемии.
Коронавирус, конечно, стал большим вызовом для всех, особенно пострадал офлайн-бизнес. Однако пандемия ускорила переход многих процессов в онлайн: 80% кредитов в России выдаются в онлайн-режиме, 70% платежей стали безналичными. Для нас наступила пора бурного роста банковских услуг, когда мы представляем наших поставщиков в банке. У людей появилось больше доверия к банковским приложениям: они стали активнее пользоваться интернет-банкингом.
Мы сделали еще один шаг в сфере цифровизации, купив билинговую платформу, которая предлагает современные технологии для взаиморасчетов между ЖКХ, ТСЖ и потребителями, и создали компанию «Биллинг Онлайн Решения». Человеку достаточно зайти в приложение, чтобы одним кликом Apple Pay или Google Pay оплатить услуги ЖКХ.
Глобальная цифровизация должна сопровождаться высокой степенью безопасности, которой наша компания уделяет большое внимание. У нас имеются денежные балансы агентов и партнеров, депозиты, поэтому очень важно, чтобы их никто не украл. Мы взаимодействуем с правоохранительными органами, чтобы предотвратить «теневые операции», так как очень много мошенников пытается использовать QIWI Кошелек. После появления онлайн-беттингового бизнеса стал работать ЦУПИС (Центр учета переводов интерактивных ставок). В РФ их два, в одном из них мы являемся учредителем и техническим оператором. Это стало очень трендовым направлением. Создание двух ЦУПИС позволило «отбелить» игорный рынок. Более того, мы взаимодействуем с государством, чтобы ограничить игроманов в тратах на ставки: сам игрок при помощи цифровой подписи сможет заключить соглашение, что после достижения определенной суммы проигрыша ему будет отказано в дальнейшей игре.
Расскажите подробнее о рынке электронных платежей в Казахстане. Что нас ждет в ближайшем будущем?
- Казахстан в настоящий момент находится в переходной стадии трансформации от терминалов к онлайн-среде. Коронавирус этот переход, безусловно, ускорит. Будет расти количество безналичных платежей, онлайн-услуги в сфере страхования, выдачи кредитов. То есть любая отрасль взаимодействия с клиентом будет улучшаться при помощи новых интерфейсных решений. Большое внимание будет уделено секьюритизации платежей и сохранности данных потребителей. Люди хотят больше приватности, тем не менее «бесшовность», незаметность услуг становится более важным аспектом, нежели стоимость. Этот тренд также будет активно развиваться, поэтому тем, кому в Казахстане удастся предоставить такие удобства, достанутся «сливки» этого рынка.
Кстати, Казахстан очень быстро подхватил тренд на QR-коды ввиду хороших кешбэков. Поэтому от этого направления можно ждать больших возможностей на рынке РК.
Вы были первыми, кто открыл в Казахстане мир электронных платежей. Однако в настоящее время появилась компания-«единорог» Kaspi.kz. Произошло ли значительное сокращение доходов с приходом этого игрока?
- Конечно, это сказывается на нашем бизнесе. Например, в России мы – банк, а в Казахстане мы сотрудничаем с другими банками, в частности с Альфа-Банком. Поэтому, конечно, на казахстанском рынке мы всегда будем чуть менее гибкими, чем в России. Хочу отметить, что мы никогда не претендовали на роль компании, которая стремится хранить деньги клиентов. Наша задача – быстро отправить средства по назначению, то есть мы - некая транзитная точка, помогающая клиентам перемещать деньги и получать услуги. На данный момент мы будем стремиться работать наравне с Kaspi.kz, внедряя новые уникальные фишки. Появилось конкурентное преимущество, которое мы будем развивать через наших партнеров в Казахстане.
Также хочу отметить, что те тренды, которые мы наблюдаем в ЕАЭС, будут постепенно отражаться и на Казахстане, так как эти страны связаны между собой. Если говорить о трендах, которые присутствуют в ЕАЭС, то важно подчеркнуть, что они тесно связаны с мировыми трендами: программы лояльности, оплата при помощи NFC, например. Новые тренды – это клиентский путь, чтобы человеку было удобно и быстро. На мой взгляд, следующий тренд – это биоидентификация, то есть сначала были чеки, потом смартфоны и в будущем станет возможной оплата, например, при помощи идентификации глазной сетчатки.
Платежные сервисы VS банки: все-таки конкуренты или партнеры?
- Давайте разберем подробнее. Когда ты финтех-стартап, то предлагаешь простые решения банкам и на этом зарабатываешь. Однако когда ты начинаешь развиваться по разным направлениям, строя экосистему, то рано или поздно ты становишься банком, так как часть услуг ты можешь оказывать только как банк либо как BааS-сервис. То есть происходит симбиоз, постоянное взаимопроникновение. Мы даже придумали термин «коонкуренция», почти как кооперация. Приведу такой пример: часть банков в РФ сотрудничает с нами по приему платежей сотовой связи, хотя могут напрямую выстроить отношения с сотовыми операторами. Получается, если мы быстрее, комфортнее, из одной точки можем дать сразу несколько услуг, то, конечно, это уже не конкуренция, а взаимное обогащение и помощь.
Согласно рейтингу «Топ-1000 российских менеджеров», вы признаны лучшим коммерческим директором в финансовом секторе. По-вашему, какими качествами должен обладать хороший руководитель?
- Прежде всего необходимо следовать ценностям компании. Очень важно уметь работать в команде, выслушивая мнение всех менеджеров, принимать решения коллегиально. Конечно, это очень сложно, но кто-то должен уступать. Вместе с тем важно не делегировать, а доверять. Раз в полгода, именно в середине, а не в отчетный период, я провожу собрания со своими подчиненными, обсуждая, что получилось у человека и чем помочь ему в развитии, чтобы продуктивность была больше. Такие разговоры повышают вовлеченность человека в рабочий процесс, он чувствует, что он нужен. Я стараюсь общаться с сотрудниками как в группе, так и с каждым по отдельности, придерживаясь вариативного стиля менеджмента: ситуативно меняю подход к человеку.
За последние три года выручка QIWI выросла в два раза. Конечно, один я бы не смог достичь таких результатов. Я говорю своим сотрудникам: именно вы отвечаете за успех компании. Руководитель должен отвечать за настрой сотрудников, «заряжать» их на продуктивную работу. Ну, и, конечно, директор должен уметь принимать быстрые решения и помогать людям выстраивать межфункциональные связи.
Автор Жади Есенгелди
Источник forbes.kz