Из-за пандемии и выборов в США страны Центральной Азии временно «выпали» из зоны активных действий великих держав, утверждает историк и политолог Булат Султанов. Но это не надолго, потому что наш регион имеет слишком важное геополитическое значение. Уже скоро нами снова займутся всерьез,пишет 365info.
Пандемия проверяет на прочность весь мир
Булат Клычбаевич, сейчас утверждают, что коронавирус чуть ли не полностью изменил мир. Коснулось ли это и нас?
— Коронавирус оказал существенное влияние на мировое сообщество. Отношения между странами стремительно переросли в форматы «мой дом — моя крепость» и «каждый сам за себя».
Самыми поразительными стали отношения между членами Евросоюза, особенно в начале пандемии,которые фактически отгородились друг от друга пограничными и иными барьерами. Пример в этом «отгораживании» показали США, закрыв свою территорию сначала от стран членов ЕС, а затем и от Канады.
Государства — члены Евросоюза довольно неохотно откликнулась на отчаянные просьбы Италии, оказавшейся в эпицентре пандемии, предоставить ей необходимую медицинскую помощь, включая поставки медоборудования — аппараты искусственной вентиляции легких, тест-системы, защитные маски и пр.
Не вызвала особого удивления у членов Европейского Союза жесткая позиция Германии. Правительство этой страны запретило экспорт защитных масок в другие страны-члены Евросоюза. Ранее Брюссель заявил о запрете вывоза за пределы ЕС медикаментов и оборудования для лечения коронавируса.
Диаметрально противоположный характер отношений продемонстрировали члены другой организации – Шанхайской организации сотрудничества.
Россия и Китай с самого начала сотрудничали с Казахстаном в преодолении пандемии
Таким образом, в условиях, когда коронавирус проверяет на прочность не только стабильность суверенных государств, межгосударственные отношения, но и конструкции международных и региональных организаций, казахстанско-российские союзнические отношения продемонстрировали свою прочность и надежность.
Политика великих держав в Центральной Азии после пандемии
Но пандемия же когда-нибудь закончится. И что тогда делать, на кого ориентироваться?
Из стран Центральной Азии только Казахстан граничит с двумя державами — Россией и Китаем, причем граница с Россией самая протяженная в мире. Поэтому неудивительно, что для нашей страны, в отличие от других стран региона,приоритетными внешнеполитическими векторами являются Россия и Китай
Для РФ Казахстан имеет стратегическое значение, прикрывая ее от различных угроз и вызовов с южного направления. Наиболее реальная угроза — проникновение исламских боевиков из Афганистана на территорию государств Центральной Азии. А далее — в Поволжский и Кавказский регионы России. Сейчас они накапливаются на севере Афганистана, куда перебрались после разгрома своего квазигосударства на Ближнем Востоке. Когда рванет эта «бомба», никто не знает.
Но в том, что часовой механизм включен, нет никакого сомнения
Россия в настоящее время находится в состоянии жесткого противостояния с США. И эта напряженность будет только усиливаться, независимо от того, кто будет находиться в Белом доме. Поэтому она остро нуждается в союзниках, и в первую очередь в Казахстане.
Ей будут мешать в этом?
Сейчас из-за пандемии и выборной неразберихи в США получилась своего рода «консервация» действий великих держав в Центральной Азии. Однако в посткоронавирусный период интерес США и стран Запада к нашему региону восстановится
Наряду с афганской проблематикой, определяющей темой будет нарастающее противостояние между США, с одной стороны, и Россией и Китаем — с другой.
Соединенным Штатам удалось отделить Россию от Европы с помощью антироссийского кордона (Украина плюс страны Балтии, возможно, с подключением Беларуси). На фоне углубляющейся торговой войны США с Китаем не исключаем, что Америка попытается создать в лице Казахстана очередной кордон, который бы отделил друг от друга Россию и Китай.
Внутренние потрясения неизбежно ведут к территориальным потерям
Зачем делать из нас кордон и каким образом?
США заинтересованы в вытеснении России и Китая из Казахстана и Центральной Азии, в срыве сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭКШП). Взамен Вашингтон на протяжении ряда лет проталкивает свой план объединения Центральной и Южной Азии — «Новый Шелковый путь» (новая версия проекта Большой Центральной Азии).
США стремятся убедить население Казахстана в агрессивных устремлениях России и угрозе экономической экспансии Китая.
Не случайно населению Казахстана навязывается извне русофобия и китаефобия
Не исключено, что в этих целях зарубежные менеджеры «оранжевых революций» попытаются дестабилизировать ситуацию в Казахстане.
Однако, как предостерегает и Касым-Жомарт Токаев, внутренние потрясения и революции неизбежно ведут к территориальным потерям.
Не стоит также строить иллюзии в отношении инициатив по объединению тюркоязычных государств Евразии
на основе языковой, религиозной и культурно-цивилизационной идентичности под руководством нового старшего брата в лице турецкого президента Эрдогана.
Наша внешняя политика не предусматривает равноудаленность от всех
— Каждый начинающий дипломат знает, что для любого государства приоритетом №1 являются отношения с соседними государствами. С соседями необходимо если не дружить, то хотя бы сотрудничать.
Франции и германским государствам для понимания этой простой истины понадобилось пять веков,на протяжении которых они воевали друг с другом. И только после двух кровопролитных мировых войн Париж и Бонн, а затем Берлин, осознали необходимость установления союзнических отношений в рамках Европейского Союза.
Иной вариант действий оборачивается серьезными неприятностями, что мы и наблюдаем на постсоветском пространстве. Стоит задуматься, что же это за сила, которая заставляет элиты этих стран враждовать с соседними государствами вопреки здравому смыслу и даже инстинкту самосохранения.
Декларируемая в Концепции внешней политики Казахстана на 2020-2030 годы многовекторная, прагматичная и проактивная внешняя политика не предусматривает равноудаленность от других стран
Наоборот, приоритеты расставлены четко и ясно:
- союзнические отношения с Российской Федерацией.
- всестороннее стратегическое партнерство с КНР;
- расширенное стратегическое партнерство в США;
- стратегические взаимоотношения с государствами Центральной Азии;
- расширенное партнерство и сотрудничество с Европейским Союзом и государствами-членами ЕС.
Прагматизм внешней политики Казахстана объясняется вполне объективными факторами.
Величина мирового национального богатства на начало XXI века совокупно для всех стран мира составила 550 трлн долларов. 50% принадлежит шести странам — США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде и Японии.
Мировой лидер — США, ВВП которых в 2019 году был $18,128 трлн. На втором месте Китай — ВВП $11,212 трлн.
По экспорту высокотехнологичной продукции в процентах от промышленного экспорта показатели выглядят следующим образом:
- США — 27,2%
- Китай — 26,7%
- Республика Корея — 30,5%
- Великобритания — 18,9%
- Япония — 18,4%
- Германия — 14,0%
Не учитывать такие объективные факторы в современной политике невозможно.
Автор Роман Иванов
Источник 365info.kz