На последнем в этом году заседании ЦБ решил оставить ставку неизменной на уровне в 4,25%. Инфляция к концу года ускоряется, кроме того Банк России беспокоит и рост инфляционных ожиданий.
Банк России на последнем в 2020 году заседании принял решение оставить ставку неизменной на уровне в 4,25%.
Именно на такое решение и рассчитывали аналитики. Они называли несколько причин в пользу такого решения.
Первая — ускорение инфляции. В ноябре годовая инфляция по данным Росстата впервые с августа 2019 года превысила таргет ЦБ в 4% и составила 4,4%.
Недельная инфляция с 8 по 14 декабря составила 0,2%, что формально повысило годовую оценку роста цен выше 4,6%, замечают аналитики Росбанка в своем комментарии. Это также выше верхней границы прогноза ЦБ по инфляции на этот год (4,2%) и правительства (3,8%).
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова считает, что по итогам года инфляция может составить 4,5-4,7%. В аналитической записке банка говорилось, что меры по ограничению цен со стороны правительства окажут эффект на цены только в конце декабря. «Текущая ситуация показывает, что ЦБ в 2020 году действовал очень проактивно — снизил ключевую ставку и ввел ряд послаблений для банков чтобы поддержать кредитование, то есть поддержать спрос. Но для тех, кто требовал, чтобы ЦБ был более радикален и шел на дополнительное смягчение политики, у ЦБ теперь есть отличные контраргументы — поддержка ипотеки привела не не росту строительства, а к росту цен на недвижимость, и рост цен на продовольственные товары тоже связан с проблемой предложения», — комментирует она.
Сама глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила в интервью Bloomberg, что по итогам года инфляция составит 4,5%. «Надеюсь, не выше. Факторы повышения инфляции мы действительно оцениваем как временные», — cказала она. Достижения пика в 5% она ожидает в феврале 2021 года.
Вторая — неопределенность по поводу политики новой администрации США в отношении России. Главный экономист Совкомбанка Кирилл Соколов указывает, что с приходом новой администрации возможно усиление санкционного давления на Россию. «В базовом сценарии мы не ожидаем введения новых жестких санкций. Однако, Банк России должен быть готов быстро отреагировать на случай ухудшения отношений с США, и высокая рублевая процентная ставка помогает снизить риски оттока капитала», — написал он в своем комментарии.
Третья — ЦБ сам посылал рынку сигналы о паузе, считает Кирилл Соколов. В интервью Bloomberg 9 декабря глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что в базовом сценарии пространство для дальнейшего смягчения ставки «очень скромное». Кроме того, глава ЦБ указала на то, что растут и инфляционные ожидания, «которые могут транслироваться в потребительское поведение и подогревать дальше инфляцию», напомнил он.
Что будет дальше?
Наталия Орлова считает, что в первом квартале 2021 года ЦБ также оставит ставку неизменной. В России, как и во многих развивающихся странах, цикл монетарного смягчения подошел к концу — до него остался один шаг в 0,25 процентных пункта, считает Кирилл Соколов из Совкомбанка.
Экономисты ВТБ Капитала Александр Исаков и Родион Латыпов полагают, что в первом квартале 2021 года регулятор еще раз снизит ставку на 0,25 процентных пункта и такой она будет до конца первого полугодия 2022 года.
«С этим годом уже в целом все понятно, и меры денежно-кредитной политики на его итоги повлиять уже не смогут. Кроме того, менее значительное, чем ожидалось, снижение ВВП в третьем квартале 2020 года (3,4% по данным Росстата — Forbes) в любом случае уже в прошлом, в то время как для понимания дальнейшей траектории денежно-кредитной политики первостепенное значение имеет то, как будет выглядеть картина восстановления экономической активности в ближайшие кварталы... Мы полагаем, что ключевую роль в ближайшие месяцы будут играть два фактора: инфляция и сохранение эффекта переноса валютного курса на цены», — написали они.
По прогнозу Исакова и Латыпова, ВВП в 2020 году упадет на 3,8%. По прогнозу ЦБ от октября падение составит от 4 до 5%.
Автор Яна Милюкова
Источник forbes.ru