Итоги 2020 года для гостиничного бизнеса в Казахстане подвел генеральный директор гостиницы «Рахат Палас» Вячеслав Масалитин.
Среди отраслей экономики, пострадавших больше всего в 2020, особо выделяется гостиничный бизнес. Тотальная изоляция целых стран и городов, прекращение международных рейсов, карантин и ограничения на передвижение – все это нанесло беспрецедентный ущерб индустрии.
Рождение «новой нормальности» и происходящие изменения в поведении потребителей, путешественников и представителей бизнеса продолжают оказывать сильнейшее влияние на гостиничный бизнес, обусловливая потребность в изменениях и новых подходах в отрасли. Эксперты считают, что происходящие трансформации в индустрии путешествий и гостеприимства будут иметь долгосрочный характер и далеко идущие последствия. Для лучшего понимания перспектив развития отрасли предлагаю взглянуть на итоги гостиничного бизнеса в Казахстане за 2020 год.
Основные KPI отрасли
Согласно отчетам STR (Smith Travel Research), среднегодовая загрузка отелей (Occupancy%) категории 4 и 5 звезд в Казахстане была на уровне 26,2%. Это отражает падение загрузки номерного фонда на 49,8% к уровню 2019 года (Рисунок 1).
Основные факторы, которые повлияли на почти двукратное сокращение гостей в отелях, – прекращение международного авиасообщения, закрытие городов на карантин, запрет на командировки во многих компаниях, отмена крупных мероприятий, конференций и выставок.
Если говорить о сегментах путешественников в крупных гостиницах, то больше всего просел сегмент групповых поездок (Groups) и корпоративный сегмент (Special contract and negotiated). Сегмент индивидуальных путешественников (Transient) просел в меньшей мере, хоть и претерпел значительные изменения – с рынка исчезли международные туристы, данный сегмент представлен исключительно казахстанскими путешественниками. При этом стоит упомянуть, что загородные отели и отели в рекреационных локациях пострадали значительно меньше нежели объекты размещения в городах. Если сравнивать регионы, то в лучшей ситуации оказались отели, переориентированные на прием вахтовых сотрудников в нефтедобывающих областях.
Средняя стоимость номера (ADR) в крупных отелях в сегменте 4 и 5 звезд, по данным аналитических отчетов за прошедший год, снизилась на 10,5% и составляет порядка 27 тыс. тенге (Рисунок 2). Отели не готовы значительно снижать цены при отсутствии достаточного спроса на рынке.
Значительное уменьшение номерного фонда вкупе со снижением средней стоимости номера привело к падению основного показателя в отельном бизнесе - выручки в расчете на номер (RevPAR). В целом за год выручка в расчете на номер в казахстанских гостиницах, по которым STR публикует отчетность, упала на 55,1% (Рисунок 3). Больше всего пострадали гостиницы в сегменте 5 звезд: их выручка сократилась в среднем на 57,6%. Другими словами, можно констатировать двукратное падение доходности отельного бизнеса в 2020 году. При таких показателях доходности потери крупных игроков рынка, международных отелей исчисляются сотнями миллионов тенге.
Сокращение выручки логически побуждает бизнес к оптимизации расходной части. Индустрия гостеприимства всегда относилась к «человекоемкому» бизнесу, а расходы на фонд оплаты труда в гостиницах – одна из основных статей расходов. По словам экспертов отрасли, почти все крупные гостиницы были вынуждены сократить количество своего персонала, а также ввести мораторий на прием новых сотрудников. Многие крупные отели закрыли год со штатным расписанием, сокращенным более чем в два раза. Сокращение операционных расходов в отрасли, безусловно, мультипликативно отражается на смежных отраслях экономики и налоговых поступлениях в бюджет. Дальнейшее затягивание текущей ситуации несет в себе большие социальные риски для государства, вопрос приобретает радикальную актуальность, если учесть, что гостиничный бизнес – это работа для сравнительно молодого персонала. Считается, что средний возраст сотрудников, занятых в отрасли, составляет около 30 лет.
Основной движущей силой в отельном бизнесе в 2020 был внутренний туризм, однако узость этого сегмента и недостаточный внутренний платежеспособный спрос являются ограничительным фактором для развития гостиниц высокой ценовой категории. Эксперты не прогнозируют значительного улучшения ситуации до открытия границ и восстановления международного авиасообщения. По мнению отельеров, негативные последствия эпидемии и карантинных мероприятий для гостиничного рынка будут иметь долгосрочный характер, а полное восстановление, как считают эксперты компании Cushman & Wakefield, займет 3-5 лет.
Меры поддержки отрасли, предпринимаемые в 2020 году на государственном уровне, предусматривающие, в частности, налоговые послабления для гостиничного бизнеса, – постановление правительства РК от 20 апреля 2020 №224, не могут кардинально улучшить положение. Эксперты считают, что восстановление индустрии в прежнем объеме возможно только в случае значительного улучшения ситуации с пандемией COVID-19 на глобальном уровне и достижения, с помощью массовой вакцинации, необходимого уровня коллективного иммунитета, достаточного для полного прерывания распространения COVID-19. До этой поры мы вряд ли увидим карантин и вызванные им ограничения «в зеркале заднего вида».
Источник forbes.kz