ЕНПФ постоянно наращивает покупку государственных облигаций Министерства финансов РК , сообщает caravan.kz .
Сегодня доля государственных ценных бумаг РК во всей корзине инвестиций Пенсионного фонда доросла уже до половины всех его активов – на 1 января 2023 года они составили 49,72 %. Это превратило ЕНПФ в кубышку правительства РК, откуда оно может брать сколько угодно денег .
Почему ЕНПФ вкладывается в ГЦБ,в принципе, понятно: Министерство финансов дает максимальную прибыль по своим бумагам. Обычно это больше 13 %. Самые доходные годовые облигации дают больше 16 %. Корпоративные облигации дают 12-13 %.
Валютные инструменты на этом фоне выглядит как грабеж покупателя – только 3-4 % годовых. Поэтому ГЦБ РК стали единственным активом, который растет в корзине ЕНПФ. На все остальные бумаги ЕНПФ уже не смотрит.
С другой стороны, ЕНПФ ничего не остается делать, как закупать ГЦБ. У ЕНПФ слишком много денег. Сейчас пенсионный фонд натурально превратился в слона в посудной лавке, который давит все окружение вокруг. На 1 апреля 2023 года пенсионные активы ЕНПФ составили 15,4 трлн тенге. Это, кстати, чуть меньше бюджета республики в этом году. Год назад активы фонда были 13 трлн тенге. То есть за год запасы выросли на 2,4 трлн тенге. В основном за счет роста поступлений, а не инвестиционного дохода.
Ярд туда, ярд сюда
Если сопоставить все эти данные, то выходит, что Национальный банк и Министерство финансов работают в унисон. НБРК, управляя деньгами в ЕНПФ, собирает наши средства в кубышку. И тут же отдает их Министерству финансов, которое пылесосом, через свои облигации, собирает с рынка все свободные деньги и запускает их на проекты, финансируемые через министерства национальной экономики, сельского хозяйства, индустрии, энергетики и цифрового развития.
Вам не кажется, что здесь есть несколько противоречий? Какие такие проекты запускает, например, министерство индустрии и инфраструктурного развития? Самое простое: создание продовольственных поясов вокруг городов и ряд проектов по переработке сельхозпродукции. И скажите мне, сколько успешных таких проектов вы знаете?
В январе Касым-Жомарт Токаев заявил, что создание продовольственного пояса вокруг Астаны провалено. Как и вокруг Алматы, Шымкента, Караганды и Актобе. Не были созданы новые склады для овощей, не были созданы предприятия по выращиванию этих овощей, не были заложены фермы по выращиванию бычков. Не загружены мясокомбинаты и так далее. Ну это мы знаем по росту инфляции и увеличению объема импорта. Ну и что? Первый раз, что ли?
Конкретно на развитие продпояса Астаны было выделено 14 миллиардов тенге. Именно из тех, что были высосаны Минфином. А значит, там были минимум 10 млрд наших с вами пенсионных денег. Где деньги, Зин? Мы не знаем. Кто понес наказание? Никто. Деньги пропали. Дыру закрыл Минфин. Снова. И так же было с деньгами на все другие пояса.
Наши деньги – пенсионные накопления – государство пытается использовать для снижения инфляции. Но ничего не получается. Инфляция растет, и за это расплачиваемся снова все мы – простые жители Казахстана.
Такое бодрое управление миллиардами возможно, так как государство - самый плохой управляющий. Вся ответственность за решение распределена между многими чиновниками. В правительстве это знают. Поэтому на многое не рассчитывают. И так будет в будущем. Потому что все денежные решения плотно увязаны с политикой. В частности, внутренней политикой.
А вас предупреждали
Все это еще более непонятно, если вспомнить, какую вообще роль исполняет Минфин, а какую - Национальный банк, который управляет ЕНПФ.
Министерство финансов - исполнительный орган, в составе правительства. Оно осуществляет руководство и межотраслевую координацию в финансовой сфере.
Национальный Банк – государственный орган, подчиненный президенту. Его миссия - обеспечение стабильности цен. Для этого НБ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику государства, обеспечивает работу платежных систем, содействует стабильности финансовой системы, проводит валютное регулирование и валютный контроль.
Видно, что цели у двух этих органов разные. Они дополняют друга друга. В идеале. И главное: статус Нацбанка выше. И он не может выполнять «хотелки» правительства. Но цифры говорят обратное.
На это противоречие указывали эксперты МВФ еще в 2014 году. Тогда как раз решили создать ЕНПФ, и он уже успел наработать первый опыт. О противоречиях спецы говорили и ранее, но тогда Валютный фонд опубликовал первый отчет по оценке стабильности финансовой системы Казахстана с учетом ЕНПФ - Financial System Stability Assessment on the Republic of Kazakhstan. В нем говорится, что для государственных пенсионных фондов важнейшей задачей и одним из крупнейших рисков является сохранение независимости инвестиционной политики от неправомерного вмешательства. Прежде всего это касается политических и прочих подобных решений, которые не связаны с интересами вкладчиков ЕНПФ.
С другой стороны, пенсионные средства проходили через коммерческие банки. А это создавало новые риски, так как стресс-тесты показывали, что банковская система не была в состоянии справиться со значительным давлением на финансирование, хотя некоторые банки кажутся недостаточно устойчивыми.
И все эти риски были реализованы в Казахстане именно так, как предсказывал Валютный фонд.
Дефицит бюджета РК финансируется через выпуск государственных ценных бумаг. Дефицит бюджета в 2021 году был 2,9 трлн тенге - первичный рынок ГЦБ составил 2,7 трлн.
Дефицит бюджета в 2022 году был 3 трлн тенге - первичный рынок ГЦБ составил 4,1 трлн тенге.
В феврале был утвержден новый проект бюджета Казахстана на 2023 год. Доходы – 17,5 трлн тенге. Расходы – 20,6 трлн тенге. Дефицит - 3,2 трлн тенге. Вопрос: сколько ГЦБ будет выпущено Минфином РК в этом году?
Также деньги ЕНПФ в виде помощи получали и Qazaqбанк, и «Дельта банк», и Казинвестбанк, и Эксимбанк. Все те, которым помогали, но они не оправились - и их закрыли.
Почему так происходит? Ответ простой: ЕНПФ полностью зависит от Национального банка. В своих денежных отчетах руководство фонда особо добавляет: «пенсионные активы ЕНПФ, находящиеся в доверительном управлении Национального Банка РК». Все вместе это создало условия, при которых ЕНПФ стал кубышкой правительства.
В чем сила, брат?
А ведь как начиналось! При создании новой пенсионной системы по чилийскому образцу в правительстве говорили, что пенсионные фонды будут аккумулировать капиталы и вкладывать их в реальную экономику. Это будет двигать производство внутри страны, а простым людям будут созданы условия для безбедного будущего.
Что сейчас получили? Открываем портал ЕНПФ и читаем его миссию: «Надежный учет пенсионных сбережений и оказание качественных пенсионных услуг, доступных каждому вкладчику». Миссия - это цель существования. Сегодня ЕНПФ ни о каком будущем казахстанцев и развитии экономики Казахстана не говорит. Только учет.
ЕНПФ при таком подходе теряет смысл. Будущие пенсии 12 млн вкладчиков зависят не от инвестиционной деятельности, а от желаний очередного премьер-министра и возможностей бюджета страны. Вернее, от цены на нефть. Чем больше будет цена, тем меньше пенсионных денег потребует правительство на свои грандиозные проекты.
Автор Адил Урманов
Источник caravan.kz