День среды прошел под знаком умеренного позитива. На американо-китайском фронте очередные хорошие новости: к заявлениям президента США Дональда Трампа о грядущем возобновлении переговоров добавилось публичное подтверждение с этой стороны Тихого океана.
Агентство «Синьхуа» опубликовало сообщение о его телефонном разговоре с председателем КНР Си Цзиньпином, причем в очень сдержанном, почти дружественном тоне, резко отличающемся от тона публикаций еще неделю назад.
Из Европы тоже относительно хорошие вести: вице-президент ЕЦБ Луис де Гиндос успокоил публику, заявив, что «риски склоняются в понижательную сторону, и, если они начнут материализовываться, Европейский центральный банк примет меры». Правда, не стоит забывать, что корявый оборот «склоняются в понижательную сторону» на деле означает: «они растут, и темп роста не замедлился, но по некоторым признакам мы можем предположить, что, может быть, когда-нибудь они станут расти медленнее, что даст нам надежду даже на их снижение в некоторой перспективе».
В целом все нормально и на нефтяном фронте. Запасы сырой нефти в США снизились на 3,1 млн баррелей при прогнозе снижения от аналитиков на 1,1 млн баррелей и от Американского института нефти на 0,8 млн баррелей. Рынок воспринял это как позитивный сигнал, устроив очередную «бойню медведей» на промежутке от $61,42 до $62,5 за баррель Brent, но в итоге к 21.00 МСК все откатилось обратно к $61,7 за баррель. Видимо, все больше игроков осознает, что колебания на этой неделе составили менее 8% от роста запасов с начала года. При этом коммерческие запасы в Кушинге на этой неделе опять выросли на 0,64 млн баррелей.
Официально названа дата встречи по соглашению ОПЕК+, она определена по принципу «ни нашим, ни вашим»: изначально встреча планировалась на 25-26 июня, а Иран просил перенести ее на 10-12 июля. В итоге встреча пройдет 1-2 июля.
Однако все это не имело практически никакого значения на фоне ожидающегося заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) ФРС. И со вчерашнего вечера до 21.00 по Москве фьючерс на индекс S&P 500 практически мертво стоял в коридоре 2915-2925 п. В 21.00 стало известно, что, как и предполагалось, ставка сохранилась на прежнем уровне. Также появились оценки экономического состояния от руководства ФРС. По сравнению с мартом руководство регулятора несколько снизило ожидания по инфляции и безработице на ближайшие два-три года и далее. Но главное – это ожидания в отношении ставки. А они на этот год, несмотря на снижение широкого диапазона оценок, с точки зрения медианной средней остались прежними. Ощутимое снижение, с 2,6% до 2,1%, пришлось на следующий год – однако с ростом до 2,4% в 2021 году.
Главное, чего ждал рынок – это даже не снижения ставки, но твердого его обещания на ближайшее будущее. И этого не произошло.
В своем выступлении глава ФРС Джером Пауэлл отметил, что в решениях по ставке регулятор «предпочел бы реагировать на настоящие тренды, а не на пару данных или изменения в ожиданиях». По его словам, идея немедленного снижения ставки не встретила на заседании большой поддержки и все, кроме одного из участников комитета считают, что перед снижением ставки «надо еще посмотреть».
Картина ожиданий участников заседания по ставке на ближайшие три года и далее (dot-plot) показывает вероятность как минимум одного снижения в этом году, в то же время говорить о радикальном пересмотре позиции регулятора, видимо, не приходится.
«Пауэлл пару недель назад уже говорил, что на “точки” обращать внимания не надо. Важно, что они убрали из релиза выражение “выжидательная позиция”, и теперь рынок понимает, что в случае чего ФРС будет активно реагировать на угрозы – хотя это было сделано не единогласно, но явно большинством голосов. Рынок ожидал более серьезной реакции на ухудшение ситуации на рынке труда. Но Федрезерв не называет проблемой снижение темпов роста числа рабочих мест и рост числа обращений за пособиями – впрочем, ФРБ Атланты недавно показал, что ситуация сейчас гораздо лучше, чем в 2006 году, накануне прошлого кризиса. В то же время очень важно, что рынок труда месяц назад характеризовался как “крепкий и стойкий”, теперь же он назван “растущим с замедлением”. Ситуация с торговыми войнами впервые охарактеризована как источник большой неопределенности. И Пауэлл практически прямо говорил, что действия ФРС будут привязаны к ней. То есть экономика стабильна, но весь тон релиза выдержан в том ключе, что повод для внимания есть.
Это разумно, чтобы не напугать инвесторов. Они понимают, что в декабре была ошибка, но пока “перевернулись” не настолько, чтобы эту ошибку полностью исправить. И ЕЦБ, и Банк Англии, и Банк Японии готовы снижать ставки до нуля и даже ниже, и на их фоне позиция ФРС выглядит гораздо более “ястребиной”. Обещания снижения в июле не просматривается. Скорее всего, в июле нас опять ожидает коррекция релиза, и действия произойдут в сентябре – если, конечно, экономическая статистика не изменится. И уж трех снижений в этом году здесь не видно точно. Так что теперь на первый план выходят договоренности с Китаем», – комментирует директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Реакция рынка оказалась соответствующей: в течение часа после объявления решения FOMC фьючерс на индекс S&P 500, конечно, вырос – однако всего на 0,4% по сравнению с предыдущим закрытием. Аналогично отреагировал и нефтяной рынок – в 22.30 МСК котировки фьючерса на баррель Brent оставались на уровне $62,1.
Источник ru.investing.com