Американские власти продолжают доставлять неприятности фондовому рынку. Уже не раз было замечено, что рассуждения президента США Дональда Трампа о том, как рынок растет в годы его правления, приходились на моменты довольно жесткой коррекции – хотя может быть, это только совпадения. Сегодня же рынки подскочили на неожиданном заявлении министра финансов Стивена Мнучина о «готовности торговой сделки с Китаем на 90%».

На этой новости фьючерс на индекс S&P 500, накануне снижавшийся, дал «свечу» с 2924 п. до 2938,5 п. Однако вскоре выяснилось, что министр говорил немного о другом: сделка «была готова на 90%» на момент прекращения переговоров. И оптимистической в его высказывании была лишь мысль, что все, наверное, еще можно вернуть.

Так что после получаса роста рынок немедленно развернулся. А затем ему добавил пессимизма и сам Трамп: начав разговор с прессой с уверений, что на его ожидающихся через два дня переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином сделка точно будет заключена, он в конце не удержался и попугал партнера. «Я введу дополнительные тарифы, очень существенные дополнительные тарифы, если мы не заключим сделку», – сказал президент США. Попутно выяснилось, что под прицелом не только Китай: на вопрос, как он относится к переносу части производств во Вьетнам, Трамп заявил, что «эта страна относится к США еще хуже, чем Китай». К счастью, ничего нового в итоге рынок не услышал, и к 21.00 МСК всего лишь вернулся к отправной точке.

«В США уже заложили и перезаложили в цену рынка все, какие можно позитивные ожидания от этой встречи, и ждут по ее итогам исключительно громких заявлений. Вряд ли там будет подписание финального соглашения, но риторика важна, и рынок, скорее всего, будет заниматься толкованием сказанного. Соглашение если и будет, то к концу года. Но если будут позитивные результаты и не будет новых пошлин, то рынок это устроит и неочевидно, что многие станут продавать на этом факте а не останутся в бумагах в расчете на дальнейший рост», – полагает портфельный управляющий «Альфа Капитала» Эдуард Харин.

Америка перед переговорами с Китаем играет мускулами и копит потенциал для устрашения. Именно сегодня The Washington Post сообщила, что три китайских банка, включая девятый по размеру Shanghai Pudong Development Bank, признаны судом виновными в ризнаны судом нарушителючая девятый по размеру скулами и копит потенциал для устрашения. авной точке. во Вьетнам, Трамп заявил,нарушении санкционного режима в отношении Северной Кореи. Это дает официальные основания ввести в отношении них любые санкции, вплоть до закрытия долларовых корсчетов и отключения от SWIFT. Позиция же Китая выглядит гораздо более спокойной. Сегодня онлайн-передовица «Жэнминь жибао» опять посвящена Америке – но на этот раз разногласия США и Китая названы виной «отдельных американцев», и упомянутый в тексте Трамп к этой категории не отнесен.

Для России в нынешней ситуации важна встреча с Трампом президента Владимира Путина, запланированная на 28 июня, то есть накануне американо-китайских переговоров. Как известно, предыдущая встреча была в последний момент отменена по инициативе американской стороны. Трамп в твиттере объяснил это отказом России освободить украинских моряков, задержанных в ходе прошлогоднего инцидента в Керченском проливе. Но сейчас Россия может оказаться в числе союзников Китая в его конфронтации с США. И хотя на стороне Китая могут оказаться и более серьезные силы – например, Индия, но Трамп, кажется, готов учитывать все возможные риски. С другой стороны, не стоит забывать, что ростом рынка в этом году Россия обязана во многом именно ослаблению своего присутствия в международной повестке, благодаря которому инвесторы стали меньше беспокоиться о риске новых санкций. Так что, хотя происходящее и лестно, но возможные издержки из-за восстановления политического интереса к России могут перевесить ожидаемые бонусы.

На нефтяном рынке – нечаянная радость. Запасы сырой нефти в США, с начала года выросшие более, чем на 40 млн баррелей, на прошлой неделе внезапно снизились на 12,8 млн баррелей, хотя прогноз аналитиков предполагал снижение всего на 2,54 млн баррелей, а оценка Американского института нефти (API) – на 7,55 млн баррелей. К 21.00 МСК фьючерс на баррель Brentподорожал к предыдущему закрытию на 2,3% до $65,85. Последний раз столь резкое снижение запасов отмечалось почти год назад, в июле 2018 года, так что от рынка можно было бы ожидать и более отчетливой реакции. Однако над ним продолжают довлеть опасения снижения спроса из-за замедления мировой экономики, да и кислые настроения на фондовом рынке не дают повода для избыточного энтузиазма.

В России же после двух дней легкого снижения фондовый рынок перешел к вялому росту, фактически с начала третьей декады июня оставаясь в боковике. Индекс МосБиржи по итогам дня вырос на 0,77%, индекс РТС – на 0,42%.

Рубль продолжает постепенно снижаться, к 21.00 курс вырос на 17 коп. ровно до 63 руб. за доллар. Это происходит, хотя налоговый период продолжается: экспортеры перестали собирать рубли для выплаты НДПИ, но впереди еще выплаты налога на прибыль. Дальновидно назначенный на сегодня в единственном числе аукцион ОФЗ прошел с нейтральным результатом: спрос был хорош, как и прежде, но предложения инвесторов были не очень комфортны, и в результате Минфин оказался готовы удовлетворить заявки лишь на 92% от предложенных к размещению бумаг.

На носу конец полугодия, и угроза фиксации инвесторами заработанной в рублях с начала года прибыли все реальнее. И хотя разговоры о сезонности платежного баланса всем надоели и стали общим местом, это не значит, что данный фактор никто не учитывает.

Ситуация на фондовом рынке тоже, похоже, отражает виды инвесторов на некоторое ослабление рубля. Тем не менее, пока говорить о полном завершении российского ралли еще рано.

«Сегодня росли локальные компании с выручкой в рублях, ритейл. Однако в целом у инвесторов есть ожидания позитива относительно американо-китайской встречи, и мы видим приток иностранцев на рынок. Турции недавно понизили страновой рейтинг, так что возможны изменения аллокации крупных фондов, а российский рынок все равно остается самым дешевым: у наших акций соотношение P/E(«цена к прибыли») около 6, тогда как на большинстве развивающихся рынков – 11-12, – говорит Эдуард Харин. – Не стоит забывать о снижении ставок ЦБ – видна неплохая динамика в облигациях, и снижение стоимости заимствований, как аналог «количественного смягчения», должно сказываться и на акциях. Кроме того, снижение ставок ЦБ заставляет банки снижать ставки по депозитам, что выталкивает людей на рынок. Так что пока мы рассматриваем длившуюся один-два дня коррекцию как краткосрочное движение, оно могло объясняться чем угодно, это был белый шум».

 

Даниил Желобанов, Investing.com