Сегодня наконец и сам индекс S&P 500 сделал то, что больше недели назад удалось его фьючерсу: перебрался через планку 3000 п. Правда, поначалу он пробыл он на горних высотах недолго – от силы полчасика. Но затем, после короткой коррекции, оправился и снова двинулся вверх.

Помог ему в этом, конечно же, не президент США Дональд Трамп. Хотя он и считает рост рынка исключительно собственной заслугой, за что не устает себя публично благодарить, но сегодня из способных повлиять на рынок заявлений от него прозвучало только обещание «усилить скоро и значительно» санкции в отношении Ирана – а это, согласитесь, не совсем то.

Главным оракулом сегодня был выступавший в Конгрессе глава ФРС Джером Пауэлл (на фото). Он больше, чем раньше, говорил о «неопределенности» и нарастающих слабостях мировой экономики, пообещав «действовать, как необходимо» без опасения перегреть американскую экономику. Текущий рост зарплат, по его словам, недостаточен, чтобы вести к росту инфляции, и низкая инфляция может привести к снижению краткосрочных процентных ставок. Также Пауэлл отметил, что ФРС не хочет длительного сохранения низкой инфляции, как в Японии,ичто многие члены Комитета по открытым рынкам (FOMC) полагают правильным снижение ставки. Он, конечно, ничего не обещал, и, по его мнению, «нехорошо, когда вся игра завязана на монетарную политику», а фискальная политика сильнее денежно-кредитной. В целом, по его словам, «устойчивый рост экономики и крепкий рынок труда остаются базовым сценарием» – а до конца месяца еще последуют важные экономические данные. Тем не менее, рынок воспринял это выступление просто как клятву понижать ставку ныне, присно и так далее.

Собственно, на деле ничего не случилось: понижение ставки и так уже было заложено и перезаложено в цену активов, так что на деле слова Пауэлла скорее привели к тому, что не произошло «распродажи на фактах» – уж больно хорошо он, с точки зрения толкователей, говорил. Так что по состоянию на 21.00 МСК фьючерс на индекс S&P 500 довольно твердо стоял на отметке 3000,12 п.

Правда, не стоит забывать, что ожидание – это одно, а изъятие денег из экономики, то есть количественное ужесточение, пока продолжается по-настоящему: по данным ФРБ Сент-Луиса, с начала года ФРС погасила свои бумаги на $442,3 млрд. Темпы те же, что в 2018 году, и закончиться этот процесс должен только в сентябре. Что, однако, не помешало фондовому рынку вырасти за это же время на 19,5%.

«Речь идет не только о ближайшем заседании ФРС, рынок смотрит на более дальние перспективы, и сейчас многими рассматривается вероятность нескольких снижений ставки. Так что реакция рынков вполне логична, в том числе и рост спроса на высокорисковые активы, – говорит главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич. – Инверсия логики, принцип “чем хуже для экономики, тем лучше для рынка” уже наблюдалась в кризис 2008 года, в ней нет ничего нового. Пока ожидание монетарных стимулов перевешивает негатив. Можно сказать, что замедление американской экономики, как и количественное ужесточение, было заложено в цену еще в 2018 году, и теперь все, что говорится о возобновлении количественного смягчения – это чистый плюс».

Нефтяные спекулянты сегодня решили не волноваться по поводу перспектив ставки и сосредоточились на запасах сырой нефти в США. Причем без всяких вот этих вот скачков и прыжков: накануне вечером Американский институт нефти (API) объявил оценку снижения на 8,1 млн баррелей – и от $64,05 за баррель Brent пошло вверх плавно, буквально как по линеечке. Вечером среды Минэнерго подтвердило снижение на 9,5 млн баррелей – что кстати, бывает не всегда, тем более, что аналитики прогнозировали снижение лишь на 3,1 млн баррелей – а рынку и хорошо, он уже тут, на $66 за баррель. И дальше так же потихонечку пошел, к 21.30 МСК был уже на $67. Соль анекдота в том, что когда запасы с января такими же темпами росли и увеличились к началу июня на добрых 40 млн баррелей, это никого не трогало. Да и сейчас есть нюанс: коммерческие запасы в Кушинге, прежде всего влияющие на реальную ситуацию в нефтеторговле, на этой неделе снизились всего на 0,31 млн баррелей. А неделей раньше так и вовсе выросли на 0,65 млн баррелей. На всякий случай, для справки, зафиксируем: с начала года сальдо запасов в целом – плюс 17,5 млн баррелей, рост запасов в Кушинге – на 10,9 млн баррелей. Но кого это волнует? Растем же.

И, разумеется, то, что в ежеквартальном обзоре Еврокомиссии прогноз средней цены Brent на этот год снижен с $69,2 до $64,7, а на 2020 год – с $67,8 до $61,5 за баррель, также прошло незамеченным.

А вот российский рынок сегодня опять в целом без движения. Индекс МосБиржи немного поколебался, но в сумме за день сдвинулся лишь на 0,06%. А индекс РТС, выросший на 0,87%, отрабатывал движение рубля, в свою очередь двигавшегося за нефтью – к 21.00 МСК курс доллара снизился на 76 коп. до 63,16 руб.

«Мы стоим, но стоим недалеко от максимумов, и пока еще есть навес желающих зафиксировать прибыль по краткосрочным длинным позициям. Опасения по поводу дальнейшего роста все-таки есть, и сокращение позиций, причем не полное, вполне обосновано. И рост рубля, давящий на индекс МосБиржи, еще один фактор, играющий в данный момент, как ни парадоксально, против рынка. Так что пока просто не получается закрепить рост – но потери, случившиеся в начале дня, вполне отбиваются. Мы не одни такие – европейские индексы даже немного снижались вечером, – объясняет Богдан Зварич. – Но еще рано делать выводы, мы видим, что инвесторы при появлении негативных новостей стараются быстро фиксировать прибыль, и стоит посмотреть, как рынок закончит эту неделю».

Завтра общение Джерома Пауэлла с Конгрессом продолжится.

 

 Даниил Желобанов, Investing.com