Утильсбор, введение которого в свое время объясняли необходимостью защиты окружающей среды и обновления автомобильного парка страны, с задачей не справился, считают эксперты.
Напомним, сегодня ставка утильсбора на легковые автомобили начинается от 459 450 тенге и доходит до 3,5 млн тенге, а на грузовой транспорт и сельхозтехнику - достигает 14 млн тенге.
$100, не больше
По словам экономиста Армана Байганова, непомерные размеры утильсбора привели к значительному удорожанию сельхозтехники, импортируемой из-за рубежа: «Даже в развитых странах размер подобных сборов – около 100 евро. В той же России, Украине, Беларуси – еще ниже. В СНГ мы лидеры по ставкам утильсбора, при этом минимальные ставки применяются к автомобилям с электродвигателями, за исключением гибридных; максимальные – к крупной сельхозтехнике. В результате это стало одной из причин повышения цен на сельхозпродукцию и роста социальной напряженности в стране».
Если в 2016 году (до введения утильсбора), удельный вес техники старше 10 лет в стране был 58,8%, отмечает эксперт, то через 5 лет ее доля составляла уже 66%. «В Казахстане автопарк не обновляется, а устаревает. Отказ казахстанцев от новых авто отрицательно сказывается и на экологии (старая техника дает больше токсичных выбросов), и на аварийности – ведь растет и доля транспорта старше 20 лет. Автопарк превращается в автохлам. Как следствие – люди больше тратятся на ремонт и обслуживание, а все эти затраты провоцируют рост себестоимости производимой продукции», - говорит он.
Автоблогер Диаз Абылкасов при покупке нового автомобиля в 2017 году оплатил утильсбор, включенный в стоимость машины. Он не видит прямой связи между утильсбором и ростом цен на авто: «Цены на автомобили в Казахстане постоянно повышаются, как на новые, так и на подержанные. Но это в меньшей степени связано с утильсбором, ведь его размер увеличивался только из-за увеличения размера МРП. В последнее время цены на новые авто больше росли из-за подорожания комплектующих и логистики. А цены на вторичном рынке – из-за дефицита новых машин».
Но все же эксперт согласен, что по факту утильсбор увеличивает стоимость автомобилей, правда, в большей степени это касается подержанных машин. «Чем старше машина, тем она дешевле, а величина утильсбора не привязана к возрасту авто. В стоимости новых автомобилей утильсбор составляет в среднем около 10% – это несущественно. Ну а для старых машин этот сбор работал в качестве заградительной пошлины: импортировать в Казахстан такие авто сейчас невыгодно», - говорит он.
Автолюбитель считает, что утилизационный сбор необходим, если он действительно будет направлен на развитие утилизации автотранспорта и сопутствующих материалов: «Им должна оперировать государственная структура, деятельность которой должна быть подотчетна и прозрачна. Ставки должны быть рассчитаны, исходя из реалий внутреннего рынка, но не превышать порог, после которого импорт автомобилей возрастом до 5 лет (свежих и не представляющих угрозы безопасности и экологии) становится нецелесообразным».
Говоря о размерах ставок, автоблогер отметил, что утильсбор зависит от объема двигателя (там есть свои коэффициенты): «Хотя, думаю, нет разницы между стоимостью утилизации двигателя объемом, например, 2,5 или 3,2 литра, разница в утильсборе у нас большая. В первом случае применяется коэффициент 10, а во втором – 23. Тут надо разобраться, ведь утильсбор – это не налог на роскошь. Да и можно ли считать сейчас роскошью автомобиль с двигателем, например, объемом 3,5 литра? Когда есть куда более мощные моторы меньшего объема (то есть смотреть надо не на объем, а на мощность)».
Арман Байганов, в свою очередь, полагает, что ставки утильсбора в Казахстане не должны превышать в среднем отметку 100 долларов: «Утильсбор надо понизить минимум в 10-20 раз. Установить единую ставку (без градаций по объемам двигателя) для частных лиц. Для сельхозтехники предлагаю отменить его вообще».
На что направить деньги?
Говоря о назначении средств, собранных в рамках утильсбора, автоблогер Диаз Абылкасов отмечает: главное, чему должен способствовать утильсбор, помимо переработки отходов и развития утилизационной отрасли в Казахстане, это обновление автопарка. «Все знают, что автопарк у нас откровенно старый, не безопасный и не экологичный. Значит, часть средств, полученных от этого сбора, должна направляться на какие-то реальные субсидии для рядовых казахстанцев, чтобы новые автомобили стали для них более доступными. Пока мы этого не видели. Небольшие сертификаты на приобретение новой автотехники, которые выдавались за сдачу в утиль старых машин – не в счет, они не сыграли существенной роли и не имеют прямого отношения непосредственно к утильсбору», - считает он.
«Утильсбор должен стимулировать обновление автопарка и особенно - развитие агрокомплекса, это поможет снизить рост протестных настроений», - отмечает экономист Арман Байганов. По его мнению, именно высокий утильсбор мог стать одним из истоков протестного движения в стране: «Последние 5 лет утильсбор влиял на ухудшения в экономике и вызывал рост цен на продукты питания. Ведь люди на площадях, в первую очередь, требовали, чтобы цены на продукты не росли. А как сдержать рост, если у нас утильсбор на сельхозтехнику достигает 14 млн тенге? Это неминуемо отражается на себестоимости сельхозпродукции».
Субсидии, которые государство ввело на покупку сельхозтехники, проблему не решали, считает экономист. «В Казахстане автопром толком не развит, производство, в основном, отверточное, качество хромает. Фермеры покупали технику из-за рубежа. Получалась такая схема: покупает фермер за 30 млн тенге трактор, ему дают субсидий на 25% от стоимости – 7,5 млн, и тут же, допустим, 12 млн требуют за утильсбор. И эффект субсидий от государства аннулируется», - говорит Арман Байганов.
Продовольственную безопасность страны эксперт считает приоритетом, и государство, по его мнению, должно обратить на нее должное внимание: «Динамика такова, что основная часть населения тратит большую часть дохода на еду. Продукты питания покупают даже в кредит. Конечно, проблема комплексная, и снижение утильсбора – лишь одна из мер, но это поможет поддержать отрасль, повысить производительность труда и снизить стоимость сельхозпродукции для населения».
Между тем, по словам председателя правления Ассоциации практикующих экологов Лауры Маликовой, если смотреть на мировой опыт, то в странах ОЭСР такого компонента, как стимулирование отечественного производителя за счет утильсбора, нет. «Это некое казахстанское ноу-хау. И, с точки зрения опыта развитых стран, использовать утильсбор на стимулирование автопрома неправильно. Задача утильсбора – сбор и переработка отходов. Включение в утильсбор других задач лишь показывает, насколько некомпетентны наши чиновники», - отмечает эколог
Кто должен взимать утильсбор?
Очень важно, считает Лаура Маликова, чтобы руководителем нового оператора утильсбора был компетентный и квалифицированный специалист, который знает рынок сбора и переработки отходов, имеет профессиональное образование в области экологии и умеет выстраивать связи с общественностью: «Проблема прозрачности ТОО «Оператор РОП» в обществе обсуждается давно, в связи с этим поручение президента РК – это запрос общества, однако при переходе в другую структуру очень важно, чтобы было меньше бюрократии, чтобы сохранили кадровый состав, настоящих экологов. И очень важно продолжать такие инициативы, как проект «Экоқолдау», направленный на сбор и переработку отходов упаковки, то есть картона, пластиковых и стеклянных отходов».
По мнению Армана Байганова, в результате непрозрачных схем частной компании, которая была оператором утильсбора раньше, сейчас многие ратуют за то, чтобы вопрос передали в руки государства. «Но в большинстве случаев, и это показывает опыт Казахстана, государство не является хорошим управленцем. Так что, возможно, следует передать сферу в конкурентную среду. Но если сумма утильсбора будет маленькой, то частникам это будет неинтересно, и функцию сможет взять на себя только государство», - считает эксперт.
Автор Дәрия Кемер
Источник forbes.kz