Российские автоконцерны могут остановить сборку машин в Казахстане из-за планов президента страны изменить размер утильсбора. Пересмотр ставок Токаев анонсировал после массовых беспорядков в январе, сообщает forbes.ru.
Российские автоконцерны, имеющие сборочные предприятия в Казахстане, могут остановить производство и потерять вложения, рассказали «Ведомостям» представители компаний.
Они выразили обеспокоенность планами президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева пересмотреть ставки утилизационного сбора на автомобили. По его поручению межведомственная рабочая группа готовит предложения по новому размеру сбора. Токаев также поручил прекратить полномочия прежнего сборщика утильсбора — компании «Оператор РОП», которую связывают с Алией Назарбаевой.
Утильсбор в Казахстане взимается с 2016 года по аналогии с Россией и призван защитить локальных производителей от прямого импорта — местные автозаводы одновременно получают субсидии, которые компенсируют утильсбор. Импортеры таких субсидий не получают.
Представитель группы ОМГ, которая в 2022 году планирует поставить в Казахстан 113 сборочных комплектов «Уралов», рассказал изданию, что отмена утильсбора сделает продукцию локализованных автопроизводителей неконкурентной. Представитель «Камаза» («Камаз инжиниринг» в Казахстане выпускает около 2000 грузовиков в год) отметил, что отмена или сильное снижение утильсбора усложнит реализацию инвестпроектов (совокупные инвестиции концерна в Казахстане достигли 2,16 млрд рублей, до 2024 года планируется вложить еще 43 млрд рублей). Представитель «Автоваза» подчеркнул, что компания выступает за сохранение утильсбора в Казахстане.
Из материалов Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), с которыми ознакомилось издание, следует, что снижение утильсбора приведет к приостановке 15 реализуемых инвестпроектов на 12 000 новых рабочих мест, к неисполнению автозаводами обязательств по локализации, к остановке обновления автопарка. При этом снижения стоимости автомобилей не произойдет в связи с регулированием цен и глобальной дистрибуцией брендов на общем рынке ЕАЭС.
Доля автомобилей местного производства в Казахстане достигает 75% в массовом сегменте. Сборочные мощности в стране есть у всех российских автоконцернов: «Сарыаркаавтопром» собирает в Кустанае Lada и «УАЗы», «Семаз» в Семипалатинске — продукцию ГАЗа и «Уралы», «Камаз» имеет в Акмолинской области собственный сборочный завод.
Автор Андрей Злобин
Источник forbes.ru