В конце 2017 года, когда практически все криптовалюты переживали бум, началось активное обсуждение «security-токенов» или цифровых коинов, которые могли бы заменить традиционные ценные бумаги. Базовая идея выглядела здраво: создание цифровых версий бумажных документов, подтверждающих владение недвижимостью или акциями компаний, сделало бы их более удобными в обращении и ликвидными, а значит, повысило бы спрос. Многие называли это новым «мегатрендом» криптоотрасли. Появлялись все новые конференции, посвященные исключительно security-токенам.
Но прошло полтора года, и прогресс остановился. По данным Polymath, стартапа, который помогает компаниям майнить криптовалюту, к настоящему времени было создано более 100 security-токенов. Но такие токены неликвидны. В США существует только две биржи, где торгуют этими активами, и делается это в незначительном объеме. По нашим оценкам, Openfinance торгует только четырьмя активами с ежедневными транзакциями менее $1 млн в день. Биржа Tzero от Overstock торгует одним активом —собственным токеном Tzrop.
Многие препятствия на пути внедрения security-токенов связаны с регулированием. Для того чтобы американские компании могли создать торговую площадку для security-токенов, они должны зарегистрироваться в качестве брокера и дилера в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и получить лицензию либо на создание биржи, либо на альтернативную торговую систему (ATS), а это процесс долгий и дорогой. Один из генеральных директоров компании Crypto говорит, что SEC затягивает процесс предоставления новых разрешений на создание ATS компаниям, которые занимаются цифровыми активами. Обязательный период владения также замедляет процесс: после того как первоначальный покупатель формирует и покупает новую ценную бумагу, ее, как правило, нельзя передавать другим лицам в течение года, согласно требованиям законодательства.
Теоретически security-токены могут сделать возможным «глобальное IPO», говорит Ольга Фельдмайер, основательница и генеральный директор швейцарской биржи security-токенов Smart Valor. В идеале с этими токенами инвесторы из США могли бы так же легко инвестировать в публичную компанию, базирующуюся в Мумбаи, как и в нью-йоркскую компанию, что сильно отличается от сегодняшнего положения дел. Но все страны, которые бы участвовали в этом процессе, должны были бы договориться об общих принципах. Например, в Швейцарии расчеты по ценным бумагам уже могут происходить на блокчейне, говорит Фельдмайер. В США эту сферу контролирует DTCC, информационный центр в Нью-Джерси, который ежедневно обрабатывает 90 млн транзакций.
За прошедший год, когда рынок криптовалют резко упал, стало ясно, что простое преобразование неликвидного бумажного актива в цифровой актив не повысит интерес. Многие недооценили сложность формирования спроса инвесторов на ценные бумаги.
«Люди поняли, что вопли о токенах не заменят хорошие инвестиции или каналы дистрибуции», — говорит гендиректор платформы для торговли security-токенами Harbor Джош Стайн. В апреле размещение security-токенов на $20 млн на Harbor было отменено, потому что одна из участниц, компания по недвижимости Convexity Properties, не смогла добиться благоприятных условий по займу, посредством которого собиралась финансировать сделку.
Долгосрочные преимущества security-токенов все еще выглядят притягательно. Фред Шебеста, основатель австралийского агрегатора цен Finder и сооснователь криптобиржи HiveEx, говорит, что ускоренное проведение банковских транзакций — важнейшая функция, потому что множество участников могут подключаться к одному распределенному реестру. Это исключает необходимость пересылать много сообщений туда-сюда и проходить различные проверки, неизбежные в нынешней банковской системе.
Краткосрочные перспективы туманны. Через год мы будем «примерно на том же месте», сказал Филипп Бехази, генеральный директор криптотрейдинговой компании XBTO, на конференции Consensus на прошлой неделе. Ольга Фельдмайер из Smart Valor считает, что потребуется от пяти до десяти лет, чтобы создать трансграничную инфраструктуру, необходимую для торговли security-токенами почти во всех странах. Одно можно сказать с уверенностью: если внедрение этой системы зависит от действий регуляторов, инвесторам придется подождать дольше, чем им бы хотелось.
Источник www.forbes.ru