Курс на устойчивость - вот одна из главных стратегий компаний в эру различных кризисов.
Способность организаций противостоять неблагоприятным факторам становится новым императивом для бизнеса, чтобы выжить в условиях высокой волатильности и непредсказуемого будущего. Пандемия показала, что разные дестабилизирующие события могут подвергнуть риску жизнеспособность компаний, и устойчивость становится все актуальнее. Геополитика, глобальное потепление и цифровая революция усугубят неопределенность, которая усилилась с 2000-х. Но многие компании не готовятся соответствующим образом к этим рискам. Большинство по-прежнему линейно экстраполируют исторические рыночные тенденции, исходят из стабильной деловой среды и полагаются на устаревшие модели организации.
Компании должны стремиться в максимальной мере внедрять устойчивость в методы своей работы таким образом, чтобы делать их лучше в обычное время, а не только в случае непредсказуемых угроз. Устойчивость бизнеса включает шесть аспектов.
1. Финансовую устойчивость, при которой компаниям необходимо удерживать достаточный уровень ликвидности и устойчивую структуру финансирования, чтобы защищать себя от резких падений доходов, роста затрат или проблем с кредитами.
2. Организации с высоким уровнем операционной устойчивости поддерживают работоспособные производственные мощности, которые могут как гибко реагировать на изменения спроса, так и оставаться стабильными при резких переменах условий деятельности. Они также укрепляют свои цепочки поставок, чтобы поддерживать операционную деятельность и предоставлять товары и услуги клиентам в любых стрессовых ситуациях.
3. При технологической устойчивости компании инвестируют в создание крепкой, безопасной и гибкой инфраструктуры, в том числе для предотвращения угроз кибербезопасности и технологических сбоев. В случае если что-то пойдет не так, они способны обеспечить непрерывность деятельности и возможность аварийного восстановления систем, не допуская перебоев в обслуживании клиентов и внутренних операциях.
4. В условиях организационной устойчивости компании формируют кросс-функциональную, плоскую структуру, где процесс принятия решений ориентирован на действия, а каждый сотрудник чувствует себя равноценным участником общего дела и работает с максимальной отдачей, способный оперативно реагировать на новые вызовы и при необходимости быстро корректировать курс работы.
5. При репутационной устойчивости система ценностей, практические действия и заявления руководителей согласованы между собой и не вызывают вопросов со стороны.
6. Устойчивость бизнес-модели есть ее способность адаптироваться к значительным изменениям спроса, конкурентной среды, используемых технологий и нормативно-правовой базы. Это предполагает, что в компании постоянно поддерживается портфель разрабатываемых инноваций и высоко ценится предпринимательский дух.
Какие три действия могут предпринять компании, чтобы повысить свою устойчивость?
Во-первых, стоит определить степень и характер устойчивости, которая может понадобиться. Это требует анализа мегатрендов, а также изучения того, какие потрясения могут произойти во внешней среде, что представляло бы собой наибольшую угрозу для организации.
Во-вторых, провести стресс-тестирование для оценки того, где существуют пробелы по каждому из параметров устойчивости. Можно применить инструменты систематического сценарного моделирования рисков и сбоев для выявления уязвимых участков и оценки финансового воздействия.
В-третьих, разработать подход к регулярному созданию и обеспечению необходимой устойчивости, связанный с процессами управления рисками компании, и рассмотреть вопрос об инвестициях в возможности прогнозирования и реагирования.
Автор Йохен Бербнер
Источник forbes.kz