Соседняя республика становится все более популярным направлением для потенциальных инвесторов со всего мира.
По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, по состоянию на май 2021 года количество предприятий с иностранным капиталом, зарегистрированных в стране, составило более 13 тысяч. Объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в страну в 2020 году, составил примерно $6,6 миллиарда. По информации Министерства инвестиций и внешней торговли РУ, одной из наиболее привлекательных отраслей для иностранных инвесторов стала электротехническая промышленность. Увеличение объема инвестиций в данную отрасль, так же как и объемов экспорта, остается приоритетом для правительства Узбекистана.
Для привлечения инвестиций в страну правительство Узбекистана ввело ряд важных мер, включая бесплатную конвертацию национальной валюты, снижение торговых барьеров и таможенных платежей. В рамках дополнительных преференций Узбекистан предоставляет налоговые льготы участникам специальных экономических зон, налоговые льготы организациям с участием иностранного капитала, а также освобождение дохода от экспортных продаж от налога на прибыль. При этом власти Узбекистана предоставляют существенные преференции экспортерам, будь то освобождение от налога на прибыль или предоставление субсидий на компенсацию расходов по транспортировке, в основном направленные на поддержку экспорта. В то же время существует необходимость продолжать дальнейшую работу над эффективностью законодательства и созданием здоровой конкурентной среды.
Узбекистан, как и любая развивающаяся страна, заинтересован в стимулировании экспорта отечественной продукции. Не имея выхода к морю ни напрямую, ни через соседние страны, Узбекистан сталкивается с постоянной необходимостью полагаться на другие страны для доступа к морским торговым путям. При этом следует иметь в виду, что для большинства предприятий достижение стадии продаж на экспорт может быть проблематичным. Иными словами, компании сталкиваются с рядом проблем на протяжении всего бизнес-цикла, предшествующего экспорту, например, с трудностями при получении земельного участка и финансированием операционных и капитальных затрат. Многим производителям требуется поддержка уже на начальных этапах, а не когда производственный процесс уже налажен и относительно стабилен. Соответственно, государственные меры поддержки могут дать более эффективные результаты, если они будут направлены на оказание поддержки на протяжении всего цикла развития бизнеса. В ряде других стран, сопоставимых с Узбекистаном, таких как Россия, Казахстан, Турция, Китай и Вьетнам, меры государственной поддержки являются комплексными и многоцелевыми.
В данной статье мы предоставляем краткий обзор существующих мер государственной поддержки сектора производства бытовой техники. На основе лучших практик в России, Казахстане, Турции, Китае и Вьетнаме для производителей бытовой техники мы отметим сходства и потенциальные меры, которые могут быть рассмотрены для реализации в Узбекистане.
Обзор мер государственной поддержки в Узбекистане
Предприятиям с иностранным капиталом, а также участникам специальных экономических зон (СЭЗ) предоставлен ряд налоговых льгот. Предприятия с иностранным капиталом освобождены от уплаты ряда налогов (налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами) в любой сельской местности и городе, за исключением Ташкента и Ташкентской области. Аналогичные налоговые льготы также предоставлены участникам СЭЗ. Участники СЭЗ также могут получить отсрочку уплаты импортного НДС на срок до 120 дней. Кроме того, участникам СЭЗ, принимающим на себя определенные инвестиционные обязательства, может быть предоставлено государственное имущество.
В то же время государство устанавливает минимальные пороги по инвестициям для участников СЭЗ, которые влияют на применимость и продолжительность льгот СЭЗ. Например, инвестиция в размере от $300 000 до $3 млн дает возможность участнику СЭЗ пользоваться льготами только в течение трехлетнего периода. Срок действия льгот может быть продлен до 10 лет при размере инвестиций свыше $10 млн. Для сравнения, льготы для участников российских СЭЗ требуют минимальных инвестиций в размере около $1,7 млн, а в Казахстане любой участник СЭЗ, независимо от объема инвестиций, имеет право на получение льгот в течение всего периода деятельности в рамках СЭЗ.
В рамках поддержки экспорта Узбекистан предоставляет 100% снижение налога на прибыль для дохода от экспортных продаж, а также 90-дневную отсрочку уплаты НДС при импорте сырья, используемого для производства товаров на экспорт.
Следует отметить, что правительство Узбекистана уделяет большое внимание развитию обрабатывающей промышленности. Согласно новой законодательной инициативе (постановление президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию электротехнической промышленности и повышению конкурентоспособности отечественной продукции» от 2 марта 2021 года - F), до 1 января 2024 года экспортеры электроники также имеют право на государственную субсидию в виде возмещения 50% расходов на транспортировку, понесенных при экспорте. Аналогичная мера действует и в России, где до 80% транспортных расходов на экспорт возмещается государством.
Также производители электротехнической промышленности имеют право на 50% снижение ставок налога на прибыль и налога на имущество до января 2024 года, если не менее 80% их доходов поступает от продажи произведенных электротехнических товаров. Правительство поощряет предприятия использовать средства, сэкономленные от снижения налогового бремени, для создания новых производственных мощностей или расширения существующих. Предприятия, внедрившие технологически продвинутые производственные процессы, имеют право на ускоренную процедуру возврата НДС.
В то же время, несмотря на указанные преференции, существующие сложности налоговой системы, высокая налоговая нагрузка для бизнеса, а также отсутствие единого подхода в налоговом администрировании и при предоставлении льгот могут оказывать негативное влияние на развитие деловой среды в Узбекистане и также сказывается на развитии сектора производства бытовой техники.
Международный опыт стимулирования инвестиций
Льготы, предоставляемые правительствами таких стран, как Турция, Китай, Россия, Вьетнам и Казахстан, можно рассмотреть в качестве примеров для разработки дополнительных мер поддержки (в частности, производителей бытовой техники) в Узбекистане. Некоторые из перечисленных государств предоставляют гарантии безопасности инвестиций и активов, а также стабильность налогового режима и предоставленных льгот.
Меры государственной поддержки могут быть классифицированы следующим образом:
Региональные и отраслевые налоговые льготы
Все указанные страны предлагают налоговые меры для стимулирования создания и развития местных производств. Этой цели служат специальные (или свободные) экономические зоны, созданные в качестве специальных центров с готовой инфраструктурой и ресурсами для развития бизнеса.
Россия предлагает наибольшее количество специальных режимов для производителей, включая промышленные специальные экономические зоны и территории опережающего развития. Стандартные льготы для участников СЭЗ в России, Казахстане и Турции включают освобождение от налогов (налога на прибыль/корпоративного подоходного налога, налога на имущество, земельного и транспортного налогов), возможность ввоза материалов и оборудования без НДС и таможенных пошлин, упрощенные процедуры привлечения иностранной рабочей силы в СЭЗ, а также предоставление государством земельных участков. Некоторые из этих государств также предоставляют участникам СЭЗ возможность ускоренного возврата НДС. Турция дополнительно предоставляет льготы по налогам на доходы работников. В Китае промышленные зоны в регионе Чунцин предоставляют своим участникам специальные льготы, включая возврат налога на прибыль и НДС. Вьетнам предоставляет льготные налоговые режимы для проектов в экономических зонах и так называемых зонах высоких технологий.
Помимо СЭЗ, большинство вышеперечисленных юрисдикций также предлагают инвесторам возможность применять ускоренную налоговую амортизацию нового оборудования. Данная мера направлена на поощрение производителей к использованию нового оборудования и модернизации производственных мощностей. Кроме того, законодательства Турции, России и Казахстана предусматривают специальные таможенные режимы для освобождения предприятий от уплаты НДС и таможенных пошлин при импорте товаров и материалов, что позволяет снизить себестоимость производимых товаров.
Привлечение передовых технологий и энергоэффективных производств является еще одной сферой интересов указанных юрисдикций, по которым предлагаются государственные льготы для высокотехнологичных предприятий. Например, во Вьетнаме и Китае существуют льготные условия налогообложения прибыли для высокотехнологичных организаций с научно-исследовательскими разработками (однако существует определенная сложность для предприятий в соответствии с квалификационным требованиям). Турция также поддерживает развитие высоких технологий, освобождая предприятия от уплаты НДС на импорт и таможенных пошлин, снижая налог на прибыль, а также предоставляя поддержку при распределении земельных участков и при уплате премиальных платежей по социальному обеспечению.
Кроме того, государства стремятся создать больше возможностей для трудоустройства местного населения путем возмещения расходов предприятий на повышение квалификации сотрудников или снижения расходов на заработную плату. Например, в Турции государство покрывает долю премии по социальному обеспечению от минимальной заработной платы при любой дополнительной занятости, созданной инвестором. Сумма и продолжительность поддержки зависят от соответствующего региона, суммы и даты инвестиций. Во Вьетнаме предприятие может получить выгоду от снижения налога на прибыль при найме на работу женщин или работников из числа этнических меньшинств.
Большинство вышеуказанных стран также предоставляют преференции, направленные на экономическое развитие определенных географических регионов. Например, в Турции существует разделение преференций по регионам 1–6, согласно которому сумма налоговых льгот, применяемые ставки и их продолжительность зависят от региона. Такая региональная поддержка может включать снижение налога на прибыль, льготы по социальному страхованию и налогу на заработную плату, предоставление земельного участка и поддержку процентных ставок. В Китае поощряемые предприятия в западных регионах имеют право на льготную пониженную ставку налога на прибыль в размере 15%. Правительство Вьетнама предоставляет льготы по налогу на прибыль для новых инвестиционных проектов в регионах со сложными и особенно сложными социально-экономическими условиями, которые могут включать (в зависимости от региона) сниженные ставки налога на прибыль и налоговые каникулы, а также льготы по аренде земли на срок до 15 лет.
Инвестиционные соглашения
Правительства могут также заключать инвестиционные соглашения на особых условиях с целью предоставления специальных льгот предприятиям для реализации проектов, которые имеют важное значение для определенных секторов экономики или оказывают влияние на общее социально-экономическое развитие государства.
В России региональные инвестиционные проекты и специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0) заключаются с квалифицированными производителями товаров, в соответствии с которыми им могут быть предоставлены обширные налоговые льготы, включая гарантию стабильности налогового режима, а также освобождение или снижение платы за аренду земельного участка.
В Казахстане льготы по инвестиционным контрактам включают освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импорт, а также натурные гранты в размере до 30% капитальных затрат. Инвестор может подписать соглашение об инвестиционном налоговом кредите, которое позволяет отсрочить сроки уплаты налога на прибыль и налога на имущество.
Вместо заключения отдельных инвестиционных соглашений с инвесторами Турция предоставляет инвестиционные льготы (общие или региональные) на основе инвестиционных сертификатов, выданных компаниям с инвестициями не менее $57,5 тыс.–460 тыс. в зависимости от региона.
Прочие меры государственной поддержки
Вышеуказанные государства также предоставляют инвесторам целый ряд иных неналоговых мер поддержки бизнеса.
В Китае производителям бытовой техники могут предоставляться государственные субсидии и натурные гранты (земельные участки) по решению местных органов власти.
В Турции инвесторы могут воспользоваться государственным субсидированием процентных ставок по кредитам в размере до $215 тысяч. Турция также предоставляет широкий спектр мер поддержки экспорта, включая возмещение расходов на аренду помещений под магазины за рубежом, поддержку с продвижением и регистрацией бренда на целевых рынках за пределами страны.
Во Вьетнаме предприятия, инвестирующие в развитие высоких технологий, могут получить государственные инвестиционные кредиты от Вьетнамского банка развития (до 70% от общего инвестиционного капитала проекта на срок до 15 лет) и другие меры поддержки, включая помощь в развитии технической и социальной инфраструктуры внутри и за пределами периметра инвестиционного проекта, помощь в обучении и развитии человеческих ресурсов, развитии рынка и предоставлении информации и т. д.
Рекомендации по дальнейшему улучшению инвестиционного климата в Узбекистане
Узбекистан постепенно движется в направлении расширения спектра льгот, применимых к местным производителям электронной техники, о чем свидетельствует принятие недавнего указа президента Узбекистана от апреля 2021 года о поддержке электротехнической промышленности. Вместе с тем существующие льготы также могут быть дополнены следующими мерами:
Меры для регионального развития
Для поддержки устойчивого роста в отдельных регионах Узбекистан может рассмотреть возможность предоставления дополнительных региональных преференций по налогу на прибыль по примеру Турции, Вьетнама и Китая. Такие преференции могут предоставляться инвесторам, работающим в менее развитых областях страны, в виде снижения налоговых ставок, частичного уменьшения суммы налога к уплате, налоговых каникул на определенные сроки или как совокупность нескольких указанных вариантов.
Альтернативно для поддержки регионов возможно расширение льгот, доступных участникам СЭЗ. В дополнение к текущим налоговым льготам государство может предоставить полное освобождение от налога на прибыль как по внутренним, так и экспортным продажам участников СЭЗ. При этом также возможно дополнительно рассмотреть пример льготы в российских СЭЗ по освобождению участников СЭЗ от транспортного налога.
Кроме того, СЭЗ Узбекистана могли бы завоевать большую популярность и таким образом достичь своей цели по привлечению инвестиций, если бы государство могло пересмотреть (продлить) сроки действия льгот и снизить порог инвестиционного капитала, необходимого для получения льгот в СЭЗ.
В то же время следует отметить, что эффективность СЭЗ зависит от множества факторов, помимо наличия налоговых льгот, таких как отсутствие бюрократических препятствий, доступность финансирования, а также своевременное развитие и модернизация инфраструктуры СЭЗ.
Поддержка по найму местного персонала
В качестве меры поощрения компаний для найма местных специалистов, аналогично примерам Турции и Вьетнама, государство может рассмотреть возможность предоставления льгот по налогам на заработную плату для снижения затрат на оплату труда при найме местного персонала или определенных групп сотрудников (женщин, выпускников вузов без опыта работы и т. д.). Кроме того, для повышения эффективности таких налоговых преференций следует рассмотреть возможность ввода дополнительных неналоговых мер, таких как помощь в обучении (повышении квалификации) и развитии человеческих ресурсов.
Меры по поддержке местного производства
Государственные меры стимулирования предприятий к использованию нового производственного оборудования и общей модернизации производственных мощностей могут быть предусмотрены как на этапе импорта, так и на этапах производства. Например, освобождение от уплаты НДС на импорт может быть привлекательным инструментом для стимулирования налогоплательщиков к приобретению нового производственного оборудования. Таможенные льготы в рамках специальных таможенных режимов, таких как «свободный склад» (по примеру Казахстана и России) или «переработка на таможенной территории» (по примеру России и Турции), могут способствовать росту местного производства. Кроме того, ускоренная налоговая амортизация нового оборудования может снизить налоговую нагрузку на прибыль организаций, что позволит им выделять дополнительные средства на развитие бизнеса. Наконец, государство может предусмотреть неналоговые меры поддержки, например, в форме возмещения капитальных затрат, направленных на модернизацию производственных мощностей.
Турция может служить примером предоставления инвестиционных льгот посредством выдачи инвестиционного сертификата, а не заключения отдельных инвестиционных соглашений с предприятиями, что представляется менее обременительным как для государства, так и для бизнеса с административной точки зрения. Наличие специальных положений во внутреннем законодательстве, устанавливающих условия и требования к инвесторам/инвестициям для предоставления льгот, добавило бы большей ясности и прозрачности всему процессу. При этом возможность участия в инвестиционном проекте и получения естественных грантов может быть предоставлена как местным инвесторам, так и организациям с иностранным участием.
Узбекистану необходимо дальше развивать свои недавние бизнес- реформы, в особенности в секторе производства бытовой техники, следуя примеру таких стран, как Турция, Россия, Вьетнам, Казахстан и Китай, для дальнейшего улучшения бизнес-среды через развитие налоговой функции и улучшение администрирования налоговых льгот. В целом предоставление государственной поддержки в виде совокупности различных налоговых и неналоговых льгот для местного производства может принести экономические выгоды как государству, так и иностранным и местным инвесторам, что в свою очередь повышает привлекательность страны и способствует ее положительному имиджу на мировой арене.
Авторы Елена Каева, Алия Ибраева, Асель Ескельды
Источник forbes.kz