Начатая ФРС США агрессивная кампания ужесточения монетарной политики сильно давит на экономику стран всего мира, а особенно - развивающихся , сообщает forbes.kz.
Поскольку доллар резко укрепился относительно их валют, во многих развивающихся странах наблюдается рост стоимости заимствований и потребительских цен, что практически не оставляет местным властям иного выбора, кроме как повышать процентные ставки, а это ставит под угрозу хрупкий процесс восстановления экономики.
Столкнувшись с ростом инфляции, некоторые страны с низкими доходами выступили против гегемонии доллара. Однако вместо того, чтобы жаловаться, властям следует подумать о возможности изолировать свою экономику от доллара, введя барьеры для трансграничных потоков капитала. Чтобы смягчить негативные последствия решений монетарных властей за рубежом, странам мира нужно провести структурную финансовую деглобализацию.
Когда после мирового финансового кризиса 2008 года Федеральный резерв запустил программу количественного смягчения, его обвинили в поощрении притока спекулятивного капитала в развивающиеся страны и содействии появлению опасных пузырей на рынках финансовых активов. А теперь, когда он повышает процентные ставки для борьбы с ростом цен в США, критики обвиняют его в экспорте инфляции и финансовой нестабильности, потому что он привлекает капитал обратно в Америку. И в том, и в другом случаях США критикуют за то, что они действуют исключительно в эгоистичных интересах, хотя это вынуждает остальные страны выбирать политику по принципу «разори своего соседа».
В результате Федеральный резерв осуждают, и когда он смягчает монетарную политику, и когда ужесточает. Однако неудобная правда заключается в том, что страны мира сами решили открыть свою экономику для потоков капитала и сделали её уязвимой не только перед монетарными решениями, принимаемыми в США, но и перед изменчивыми иностранными финансами, а также учреждениями, которые эти финансы контролируют. Отдав им власть, часто в интересах отечественных элит, они сами, по собственному желанию, сделали себя уязвимыми.
Пытаясь минимизировать издержки этой фаустовой сделки, власти развивающихся стран возлагают надежды на международную координацию монетарной политики. Некоторые просят США прекратить вести себя как гегемон и подумать о влиянии своих решений на другие страны; они тщетно пытаются убедить американских коллег, что такой подход будет соответствовать собственным просвещённым интересам Америки.
Однако те, кто надеется на координацию монетарной политики, явно игнорируют уроки Covid-19. Даже после того, как учёные выступили с предупреждением, что покончить с пандемией можно, лишь обеспечив вакцинацию подавляющей части мирового населения, США и другие богатые страны отвергли идею глобального сотрудничества, а вместо этого начали накапливать дозы вакцин для себя. Результатом этого стал вакцинный апартеид: бедным странам пришлось биться за обеспечение поставок.
Стремление к глобальной координации выглядит явно бессмысленным в период, когда мир отворачивается от системы многосторонних отношений (мультилатерализма). Международная торговая система находится в реанимации уже несколько десятилетий, в том числе из-за торговых барьеров, возведённых США, при этом эскалация китайско-американского соперничества может стать предвестником новой эры, отличающейся экономической фрагментацией и геополитическими конфликтами. Кроме того, внутриполитическая поляризация в США означает, что новая администрация может отменить любые прежние обязательства Америки.
Что же тогда может стать альтернативой долларовой гегемонии? Власти развивающихся стран должны сопротивляться соблазну финансовой глобализации. Целый ряд исследований, в том числе проведённое Дэни Родриком из Гарвардского университета и мною, показали, что трансграничные потоки частного финансового капитала не способствуют устойчивому росту экономики. Выгоды финансовой глобализации, если они вообще существуют, оказываются в целом слишком незначительными, чтобы компенсировать издержки внезапных шоков, бегства капиталов и утраты политического контроля. Какой бы плохой ни стала политика в Китае при председателе Си Цзиньпине, эта страна оказалась одной из немногих в мире, сохраняющих способность защититься от нынешней финансовой турбулентности с помощью внутренних мер.
Развивающимся странам нужно отказаться от виктимных рассуждений и расстаться с иллюзиями по поводу глобального сотрудничества. Вместо этого, властям этих стран следует вновь обрести агентность и контроль, вернувшись к сравнительно ограниченной мобильности капитала, которая было характерна для Бреттон-Вудской эпохи.
Для этого потребуется пойти дальше полумер, предлагаемых Международным валютным фондом для смягчения рисков временных всплесков в притоках капитала. Развивающиеся страны обязаны ввести ограничения на трансграничные потоки определённых типов капитала, особенно волатильных портфельных инвестиций. Только «хороший капитал» (например, прямые иностранные инвестиции – с долгосрочной заинтересованностью в стране и приносящие ей технологии, навыки и идеи) должен иметь право на движение через границы.
В ответ на такие предложения обычно заявляют, что джина международных финансов уже невозможно загнать обратно в бутылку. Но на самом деле развивающиеся страны могут ограничивать потоки капиталов (пусть даже несовершенным образом и не навсегда). И это решение могут принимать национальные власти, в то время как сотрудничество с целью минимизации влияния долларовой гегемонии контролируется Америкой. Это лицемерие – сначала поддерживать финансовую глобализацию, а затем выступать против неё, если она стала вдруг невыгодной.
Если говорить шире, мир явно забыл, что избыточная финансиализация стала причиной худших экономических кризисов в течение последних сорока лет. Капитализм нужно спасать от финансовых рантье, и финансовая деглобализация стала бы хорошим началом в этой работе. Британский экономист и архитектор Бреттон-Вудской системы Джон Мейнард Кейнс считал, что идеи, знания и наука являются по определению международными, в то время как финансы должны быть «в первую очередь национальными». Для нас настало время прислушаться к его совету.
Источник forbes.kz