В июне в России начнут продавать товары, ввезенные в страну по принципу параллельного импорта. По мнению экспертов, эта схема будет способствовать развитию конкуренции на рынке и снижению цен. Однако пока остаются открытыми вопросы гарантийной поддержки, ведь если производитель не разрешает продавать свою продукцию в России, значит, и гарантия на нее не будет действовать. Все не так однозначно и не настолько трагично, сообщает  profile.ru.

.Серый импорт. Apple импортируют в Россию без его согласия | Новости  Таджикистана ASIA-Plus

Механизм параллельного импорта правительство РФ легализовало в марте, а в начале мая Минпромторг России утвердил список товаров, которые можно импортировать в Россию без согласия правообладателя. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, список брендов может оперативно изменяться в зависимости от их решения остаться работать в России. В перечень вошли автомобили и комплектующие, смартфоны и бытовая техника, одежда и обувь, различное оборудование и многое другое.

Сразу после этого среди продавцов и потребителей начались волнения, в частности, связанные с вопросами гарантийного обслуживания таких товаров.

Когда гарантия – пустой звук

Само по себе разрешение параллельного импорта устраняет риск привлечения импортера к ответственности за нарушение исключительных прав, но никак не решает вопрос с гарантией, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Вячеслав Ушкалов. Гарантийное обязательство в отношении проданного товара связывает стороны такого обязательства – продавца и покупателя. Иными словами, изготовитель товара, на который он дал гарантию, отвечает только перед лицом, которое купило у него данный товар. Перед всеми последующими покупателями он гарантийных обязательств не несет. Исключение составляют отношения с участием потребителей – в них гарантия изготовителя действует для потребителя вне зависимости от того, у кого тот приобрел товар.

Если рассматривать ситуацию с покупателями товара, которые не являются потребителями, то тут все просто – для них что-либо гарантировать может только их непосредственный продавец. Требовать чего-либо от изготовителя товара покупатель такой продукции не вправе.

В ситуации с гражданином (потребителем), который приобрел товар, ввезенный по процедуре параллельного импорта, ситуация в принципе похожа, но есть нюансы. С одной стороны, покупатель защищен законодательством о защите прав потребителей, в соответствии с которым у него есть масса прав, среди которых можно выделить право предъявлять претензии, связанные с качеством приобретенного товара, не только продавцу такого товара, но и официальному дилеру, импортеру или изготовителю. Проблема возникает в ситуации, когда кто-либо из указанных лиц (как правило, это изготовитель) находится за пределами РФ. Здесь возникает вопрос, распространяется ли на него законодательство РФ о защите прав потребителей.

Дело в том, что ст. 1212 «Право, подлежащее применению к договору с участием потребителя» Гражданского кодекса РФ регулирует только вопросы, указанные в ее названии. Но изготовитель с потребителем никаких договоров не заключал, более того, был категорически против такого заключения. Тем не менее если гражданин приобрел товар у российского импортера или у одного из последующих российских продавцов, то к такому договору однозначно применяются положения российского закона о защите прав потребителей, который среди прочего предусматривает ответственность производителя товара, причем вне зависимости от места нахождения последнего.

«Вопрос лишь в том, как быть с реализацией гражданином соответствующего права. С одной стороны, российский закон позволяет потребителю предъявить соответствующий иск по своему месту жительства. Однако, с другой стороны, как затем исполнить данное решение на территории соответствующего иностранного государства в условиях нынешних политических реалий? Это сложно даже без анализа вопроса о наличии или отсутствии соглашения о взаимном признании и исполнении судебных решений между РФ и государством, резидентом которого является изготовитель», – подчеркивает Вячеслав Ушкалов.

Когда гарантия – наценка за бренд

Волноваться по поводу гарантии на товары, которые будут завозиться по параллельному импорту, нет смысла, считает вице-президент «Опоры России» Николай Дунаев. «По большому счету параллельный импорт – это ключевой формат взаимодействия во многих странах с развивающейся экономикой, очень немногие из них исполняют требования конвенции по защите интеллектуальных прав. Когда у вас не развита промышленность и нет денег на покупку технологий, зачем самим себе добровольно запрещать привозить товары оттуда, где они дешевле? Разница в стоимости огромная: по медикаментам примерно в три раза, запчастям и самым распространенным видам электроники – вдвое. Именно поэтому для бизнесменов параллельный импорт – это благо. Кроме того, гарантийное обслуживание составляет примерно 30% от конечной цены товара», – поясняет он.

Гарантия может быть от производителя, дистрибьютора и от продавца, напоминает Николай Дунаев. Последние две сохранятся в любом случае, это достаточно выгодная бизнес-модель. Что касается гарантии производителя, то и сейчас большая часть из них не открывает собственные сервисные центры, а пользуется услугами частных компаний по договорам. Например, среди производителей электроники не менее половины обслуживаются такими мастерскими. Таким образом, в сервисе потребитель независим от решения производителя. Поэтому система будет работать.

Свое дело: организуем бизнес по ремонту техники

Работа мастерской по ремонту бытовой техники 

«Сейчас отношение к товарам совсем другое, чем 10 лет назад. На практике у большинства компаний гарантийный ремонт затруднен, несопоставим – слишком долго и дорого – или вовсе невозможен. Поэтому, когда техника ломается, люди просто покупают новую», – добавил Дунаев.

Как изменится логистика

Легализация в России параллельного импорта позволит насытить товарами внутренний рынок – это хорошо для экономики и потребителей, убежден президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков. Среди плюсов: расширение ассортимента, снижение цен, рост предпринимательской активности и увеличение числа импортеров.

Вместе с тем импортеры могут столкнуться с определенными рисками и сложностями, среди которых и необходимость обеспечить гарантийный сервис товаров параллельного импорта. Также необходимо зафиксировать сроки действия перечня товаров для параллельного импорта и частоту его обновления. Не важно, будет ли этот список расширяться или сужаться, – компаниям нужна определенность. Нужно представить и перечень подзаконных актов, описывающих реализацию всех процедур ввоза товаров. Пока не проработан вопрос сертификации, и неясно, нужно ли оформлять новые документы или можно импортировать по старым сертификатам.

Что касается логистики, то в ближайшие 8–10 месяцев стоимость и сроки доставки вырастут, рассказал Александр Митюков. «Китай, Индия, Турция, ОАЭ, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Пакистан и Вьетнам – вот только часть наших стратегических партнеров. Китай, безусловно, остается нашим ключевым партнером. Товарооборот между нашими странами в январе–апреле 2022 года составил $51,09 млрд – на 25,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Привлекательным выглядит направление Объединенные Арабские Эмираты. Если удастся наладить окно для быстрой поставки импорта из этой страны с оптимальной ценой логистики, это может стать серьезной заявкой на развитие данного направления. Фактор удобства и возможности проведения финансовых операций играет также существенную роль. Логичным решением станет создание консолидационных хабов в Китае, ОАЭ и странах Юго-Восточной Азии», – считает он.

По мнению Александра Митюкова, необходима кооперация не только на внутрироссийском уровне, но и на международном. Отличным решением станет создание постоянно действующего коллегиального органа (рабочая группа или координационный совет), куда войдут представители бизнеса, профильных министерств, бизнес-объединений разных стран. Работа этой площадки будет состоять в налаживании межгосударственного взаимодействия для снятия административных барьеров, создании международных логистических маршрутов, оптимизации нормативно-правовой и законодательной базы, решения общих системных задач в интересах всех участников, задействованных в логистических процессах. На первом этапе было бы оптимальным создание подобного коллегиального органа в рамках ЕАЭС, считает эксперт.

Почему возрастет риск контрафакта

Одним из рисков отмены запрета на параллельный импорт может стать высокий уровень контрафакта, полагает адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Голенев и партнеры» Вячеслав Голенев. Если раньше Федеральная таможенная служба (ФТС) блокировала ввоз иностранной продукции при отсутствии согласия правообладателя товарного знака, то сейчас товары из списка просто не будут проверять, а значит, подделки не будут задерживать на таможне. Это влечет высокий риск споров между правообладателями и конечными покупателями продукции, вплоть до уголовных, с уничтожением контрафактной продукции.

Чтобы избежать роста объемов контрафактной продукции в России, нужно, чтобы компании получали сертификаты соответствия, проводили регистрацию продукции в системе «Честный знак» при необходимости, говорит сооснователь и заместитель директора ООО «Первая экспедиционная компания» Вадим Филатов. То есть продукция должна быть проверена на качество и оформлена соответствующим образом. Импортеру, который только выходит на рынок, необходимо заново провести испытания и оформить документы. Прежние использовать сторонние импортеры не могут, это право сохраняется за официальными правообладателями и дистрибьюторами.

Формат и сроки оформления зависят от категории товара. Например, для электроники потребуется сертификат или декларация соответствия, для ветеринарных и фитосанитарных грузов нужно свидетельство о государственной регистрации, для фармпродукции – регистрационное удостоверение от Росздравнадзора.

«Важно скорректировать процедуру проверки легальности поставки товара для дальнейшей реализации. Мы ожидаем подзаконных актов и писем ФТС РФ, устанавливающих нормативно-правовое регулирование в том числе по этому вопросу. Ранее Таможенная служба контролировала оригинальность товара по реестру торговых знаков и реестру объектов интеллектуальной собственности, в которых указаны официальные дистрибьюторы и правообладатели. Теперь, возможно, проверки будут проходить на основании документов, устанавливающих полную цепь поставки товара», – пояснил Вадим Филатов.

Несмотря на то, что вопросы гарантийной поддержки и сервисного обслуживания продукции пока остаются открытыми, в целом параллельный импорт будет способствовать развитию конкуренции на рынке, убежден эксперт. Ранее товары некоторых иностранных брендов могли поставлять и реализовывать в России только официальные дистрибьюторы. Как правило, на рынке были представлены один или два обладателя права на интеллектуальную собственность и товарный знак, и они же участвовали в регулировании ценообразования. Теперь конкуренция повысится, а значит, появится больше выгодных предложений для клиентов.

 Автор Марина Юршина

Источник profile.ru