Китай преподносится как история экономического успеха 2020 года, поскольку он быстро вышел из пандемии, перезапустил заводы и стал единственной крупной экономикой, продемонстрировавшей рост в прошлом году.
Тем не менее потребительские расходы – слабое место в устойчивом восстановлении экономики – продолжают беспокоить некоторых экономистов. Причина тому – падение розничных продаж на 3,9% по сравнению с прошлым годом. Более того, расходы в течение обычно прибыльного наступающего китайского Нового года будут сокращены за счёт ограничений на передвижение, поскольку власти реагируют на вспышку новых случаев коронавируса недалеко от Пекина.
Сокращение внутреннего потребления — это не то, что политики планировали для развития экономики страны, которая долгое время сильно зависела от производства и экспорта. Многолетние усилия по увеличению внутренних расходов натолкнулись на сопротивление в условиях пандемии, когда потребители экономили на фоне неопределённости и роста безработицы.
Правительство также отреагировало на историческое сокращение экономики в первом квартале прошлого года, приняв меры по стимулированию предложения, в основном в сфере недвижимости и инфраструктуры, что усугубило дисбаланс в экономике. Стремление правительства вновь открыть заводы привело к увеличению промышленного производства на 2,8% в прошлом году по сравнению с 2019 годом.
Эти дисбалансы привели к тому, что положительное сальдо торгового баланса Китая достигло самого высокого уровня с 2015 года, когда экспорт вырос на 3,6%, а импорт упал на 1,1% в 2020 году. В декабре положительное сальдо достигло самого высокого месячного уровня в 78 миллиардов долларов.
«Это ни в коем случае нельзя считать хорошими новостями, — сказал Barron’s Майкл Петтис, профессор финансов Пекинского университета и старший научный сотрудник Центра глобальной политики Карнеги-Цинхуа, – Основной способ увеличения экспорта при сокращении импорта – это сокращение доли удерживаемых рабочих в ВВП, что и произошло».
Покупатели, с которыми беседовал Barron’s, сказали, что их расходы в этом году, вероятно, будут ниже, чем до пандемии, но что их онлайн-покупки останутся относительно неизменными.
После недавней череды более 100 новых случаев коронавируса в день китайские власти просят людей не путешествовать. Несколько городов недалеко от Пекина и на северо-востоке Китая, где сосредоточены дела, полностью заблокированы.
Помимо положительного торгового баланса, слабое внутреннее потребление и импорт наряду с ростом экспорта усугубят давнюю долговую проблему Китая. Соотношение долга к ВВП страны в 2020 году подскочило почти на 25 процентных пунктов, что намного больше, чем годом ранее. Между тем общий объём непогашенного социального финансирования – показатель кредитования и ликвидности экономики – составил 285 триллионов юаней (44 триллиона долларов) на конец декабря, что на 13,3% больше, чем годом ранее, сообщил на прошлой неделе Народный банк Китая.
Но не все эксперты обеспокоены этим. Действительно, не все секторы розничной торговли работали плохо. По данным Национального бюро статистики, пока рестораны в Китае переживали спад (их выручка в прошлом году упала более чем на 16%), телекоммуникационное оборудование и предметы роскоши продемонстрировали двузначный рост.
По данным Министерства торговли Китая, объёмы онлайн-покупок в прошлом году выросли на 14,8% до 9,8 трлн юаней (1,5 трлн долларов). Онлайн-продажи в настоящее время составляют почти четверть от общего объёма розничных продаж Китая.
Источник finversia.ru