Глава представительства Всемирного банка в Казахстане дал эксклюзивное интервью , сообщает forbes.kz
Почему меняется прогноз роста ВВП, нужны ли госпрограммы поддержки бизнеса, как уменьшить стоимость кредитования? На эти и другие вопросы ответил постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Жан-Франсуа Марто.
Полёт «пчелы»
Г-н Марто, в апреле Всемирный банк пересмотрел свой прогноз по темпам роста казахстанской экономики, снизив его с 3,7% до 1,8%, а затем поднял его до 2,3%. Какой из прогнозов в итоге сбывается?
- Пандемия COVID-19 и ее эволюционирующие варианты продолжают проверять на прочность мировую экономику растущей инфляцией, нарушениями цепочки поставок и угрозой рецессии. Конфликт России и Украины явился очередным ударом по мировой экономике и в особенности по странам Центральной Азии, с учетом их тесных связей с Россией. Эти и прочие внутренние факторы обуславливают необходимость в непрерывном пересмотре перспектив роста экономики Казахстана.
Например, война в Украине спровоцировала повышение цен на нефть, что положительно отражается на экспортной составляющей для Казахстана. С другой стороны, необходимо принимать во внимание потенциально отрицательное воздействие роста инфляции на реальную покупательную способность и уровень заработной платы. Поэтому, учитывая множество факторов и их непрерывное воздействие, экономическое прогнозирование на данный момент затруднительно. Вероятно, что прогнозы в разных публикациях будут принимать во внимание изменяющиеся обстоятельства.
В сентябре 2021 года Всемирный банк прекратил составление рейтинга Doing Business и объявил о своих планах о создании нового рейтинга. Когда он будет издан и что этот индекс будет собой представлять?
- Группа Всемирного банка в данный момент разрабатывает новый подход к оценке делового и инвестиционного климата экономик мира ввиду прекращения проекта Doing Business.
Целью является количественная оценка деловой среды для развития частного сектора. Новый отчет Business Enabling Environment (BEE - «Благоприятные условия для бизнеса») будет направлен на продвижение экономических реформ, способствуя обмену знаниями и политическому диалогу между правительствами, гражданским обществом (в том числе частный сектор) и другими институтами развития, включая Группу Всемирного банка. BEE будет содержать детализированные данные, которые можно использовать в социальных и экономических исследованиях, а также в качестве основы для консультаций по формированию госполитики. Выпуск первого отчета BEE запланирован на декабрь 2023 года. В него войдет небольшой перечень стран — данный отчет выступит в роли вводного или «пилотного». Отчет будет отвечать высочайшим стандартам прозрачности и целостности данных.
Благодаря поддержке Всемирного банка по созданию благоприятных условий для бизнеса в Казахстане, за эти годы отмечаются положительные преобразования в части условий открытия и закрытия предприятий, уплаты налогов и защиты инвесторов, режимов лицензирования, а также совершенствования процедур банкротства. Мы также поддержали разработку новой Концепции инвестиционной политики, которая нацелена на создание максимально благоприятной среды для инвесторов. Мы готовы оказать содействие в ее реализации.
Казахстан зачастую критикуют за чрезмерно широкие меры государственной поддержки бизнеса, в частности, за субсидирование процентных ставок. Следует ли отказаться от этих мер?
- Правительство РК задействовало комплексную институционально-программную систему для поддержки развития микро-, малых и средних предприятий (ММСП), включая такие программы, как «Дорожная карта бизнеса», Государственная программа индустриально-инновационного развития и др. Однако, несмотря на эти программы, вклад казахстанских ММСП в занятость и добавленную стоимость остается ограниченным, особенно в сравнении с сопоставимыми экономиками в странах ОЭСР. Казахстанские ММСП по-прежнему сосредоточены в отраслях с относительно низкой добавленной стоимостью, соответственно, они не растут, отстают во внедрении цифровых решений и инноваций, а также показывают снижающуюся производительность, что в свою очередь сдерживает их экспортный потенциал.
Субсидированные кредитные линии представляют собой значительную долю мер поддержки бизнеса, предоставляемых государством. Хотя поддержка имеет благие намерения, она влечет за собой искажение ценообразования капитала и его распределения. Данный подход также способствует неблагоприятному выбору банками менее жизнеспособных клиентов вместо поиска новых и более перспективных. Кроме того, согласно отчету «Обследование предприятий Казахстана» за 2019 год, даже при наличии крупных госпрограмм финансовой поддержки доступ к финансированию остается ограниченным, особенно для малых предприятий и в определенных географических регионах. Также банковский сектор рассматривает кредитование ММСП крайне рискованным.
Крупные программы должны быть более целенаправленными и способствовать росту ММСП. В то же время необходимо постепенно сворачивать программу субсидируемого кредитования и внедрять другие рыночные меры поддержки для снижения рисков со стороны предложения. Такие меры могут включать косвенную финансовую поддержку, такую как частичные кредитные гарантии, которые смягчают отсутствие или недостаточность залогового обеспечения ММСП. Правительство могло бы также рассмотреть альтернативные каналы, такие как микрофинансирование или диверсификация и улучшение вариантов прямого и венчурного капитала, чтобы улучшить доступ к финансированию для стартапов и молодых инновационных малых фирм. ММСП также могут извлечь выгоду из государственной нефинансовой поддержки, направленной на внедрение технологий для цифровизации, инноваций и экологизации частного сектора.
Строить электростанции или повышать тарифы
После начала войны в Украине многие граждане и владельцы предприятий Российской Федерации начали открывать счета и оформлять карточки в казахстанских банках. Существует ли для Казахстана риск попасть под вторичные санкции в связи с этим?
- Всемирный банк не спекулирует предположениями касательно внутриполитических дел стран.
Казахстан, как и другие страны, поставил перед собой цель отказаться от энергии из ископаемых источников. Какие проекты готов поддерживать Всемирный банк: ветряные, солнечные, атомные?
- Вхождение в 30-ку развитых стран мира к 2050 году и достижение углеродной нейтральности к 2060 году потребуют от Казахстана изменения модели роста. Достижение этих двух целей потребует крупных инвестиций и тщательного балансирования между потребностями регионов страны и различных групп населения. При этом отсрочка действий приведет к многократному увеличению затрат на переходный период и будет сопряжена с риском не достичь климатическую цель, а также подорвать конкурентоспособность Казахстана.
Всемирный банк поддержал разработку системы торговли квотами на выбросы и внедрение углеродного регистра, а также внедрение практик энергоэффективности по всей стране. Мы планируем продолжить поддержку в этом направлении. Учитывая текущие потребности системы как для удовлетворения спроса, так и для обеспечения перехода к низкоуглеродному развитию, группа Всемирного банка открыта для финансовой поддержки как развития энергосетей, так и развития производства возобновляемой энергии. Однако большая часть финансирования, скорее всего, будет поступать от частных инвесторов. Также важным фактором устойчивого развития любого из данных направлений является пересмотр тарифов на энергию, который в том числе должен учитывать доступность для людей с низким уровнем дохода.
В этом году Казахстан отмечает 30-летие сотрудничества с большинством из своих партнеров. Какие за эти годы можно выделить наиболее важные результаты сотрудничества со Всемирным банком?
- Первый заем банка молодой республике был предоставлен в 1993 году в рамках программы технической помощи в размере $38 млн для разработки программ развития частного, финансового и социального секторов.
За весь период Казахстану была предоставлена финансовая поддержка в размере $8,6 млрд от группы Всемирного банка по многим направлениям – от развития социальных программ до укрепления объектов критической инфраструктуры. Наши совместные усилия способствовали достижению значительных результатов, таких как восстановление Северного Аральского моря и двукратное увеличение объема водных ресурсов, сохранение лесов, модернизация энергетической системы и ключевых автодорог, а также повышение профессионального-технического образования, модернизация услуг здравоохранения, коммерциализация технологий, энергоэффективность и многое другое.
Развитие транспортного сектора является одним из приоритетных направлений партнерства группы Всемирного банка с Казахстаном. Ключевые проекты в этом секторе включают улучшение дорожного коридора Западная Европа — Западный Китай, благодаря которому уже отмечается снижение транспортных расходов, улучшение доступа к рынкам сбыта и стимулирование торговли.
Совместно разработанная и финансируемая правительством Казахстана и банком Программа совместных экономических исследований поддержала разработку и создание Национального фонда и нового Налогового кодекса, который снизил налоговую нагрузку на ненефтяной сектор.
Каким образом сотрудничество Казахстана с международными финансовыми организациями может поддержать развитие страны в будущем?
- Казахстан, будучи молодым государством, действительно совершил впечатляющий скачок в развитии с момента обретения независимости. Однако за достижениями скрываются вопросы уязвимости и неравномерность прогресса в стране. Проблемы усугубились с пандемией COVID-19 и спровоцировали крупнейшие протесты в истории страны в начале этого года, что обозначило необходимость ускорения реформ.
С финансовой точки зрения, Казахстан может извлечь выгоду из кредитования, предоставляемого международными финансовыми институтами (МФИ) для финансирования дефицита бюджета и национальных проектов развития. В нынешних условиях мы твердо убеждены, что высшему руководству необходимо демонстрировать гибкость, уделяя особое внимание экономическому росту и процветанию, нежели ограничиваться жесткими правилами привлечения заемных средств, которые в свою очередь ограничивают пространство для маневра. К слову, стоимость привлечения заемных средств от МФИ, благодаря кредитному рейтингу ААА, значительно ниже в сравнении с условиями, предлагаемыми на международных рынках, что отражается на их конкурентоспособности по сравнению с доступом к международным еврооблигациям. Также обслуживание долга МФИ в евро вдвое дешевле в номинальном выражении по сравнению с обслуживанием долга, привлеченного на внутреннем рынке.
Важно отметить, что помимо финансирования, преимущество займов МФИ - это поддержка в части реализации, а также технические ноу-хау и мероприятия по обмену знаниями, которые способствуют наращиванию местного потенциала и повышению человеческого капитала.
Автор Татьяна Панченко
Источник forbes.kz